Система жкх в муниципальном образовании

Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования

Система жкх в муниципальном образовании

Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования представлена на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном уровне.

На рисунке 2 отобразим органы управления жилищно-коммунальным комплексом.

– Региональные министерства и службы  
– Структурные подразделения местной администрации муниципального образования
– Министерство строительства и ЖКХ РФ; – Министерство энергетики РФ; – Федеральная служба по тарифам.  

Рис.2. Органы управления жилищно-коммунальным комплексом

Система органов управления ЖКХ включает:

Во-первых, федеральный уровень. На федеральном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется исполнительной властью, к которой относятся:

1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

2)Министерство энергетики Российской Федерации;

3) Федеральная служба по тарифам.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере. В полномочия ведомства также входит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет нормативно – правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

Федеральной службы по тарифам осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике [26].

Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне производится, как правило, на решении следующих вопросов:

– формирование нормативной законодательной базы;

– финансирование крупных инвестиционных проектов;

– государственное регулирование тарифов;

– методическое обеспечение деятельности отрасли;

– повышение эффективности деятельности предприятий ресурсосбережения, энергосбережения и.т.д.

Во-вторых, региональный уровень. На региональном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется региональными министерствами и службами.

На региональном уровне принимаются конкретные решения, разрабатываются программы, а так же инвестиционные проекты. В виду комплексных задач, которые стоят перед предприятиями жилищно- коммунального комплекса региона, при стратегическом планировании развития отрасли рассматриваются в увязке с муниципальным уровнем, с функциональными программами, а так же с деятельностью смежных отраслей.

В-третьих, муниципальный уровень, который представлен структурными подразделениями местной администрации муниципального образования.

Например:

1) Комитетом ЖКХ администрации муниципального образования. К функциям комитета, как правило, относится:

– регулирование функционирования муниципального жилищного фонда коммунальной инженерной инфраструктуры;

– регулирование функционирования муниципальных объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;

– регулирование функционирования муниципальных сооружений коммунальной инженерной инфраструктуры;

– регулирование функционирования муниципальных сетей коммунальной инженерной инфраструктуры.

2)Управление жилищно-коммунального хозяйства, в чьи функции входит:

– взаимодействие с предприятиями и организациями сферы ЖКХ муниципального образования;

– принимать участие по приему законченных капитальным ремонтом объектов, которые находятся в муниципальной собственности;

– принимать участие в разработке концепций, программ, прогнозов развития муниципального образования в сфере ЖКХ;

– формировать муниципальный заказ на выполнение работ, а так же оказания услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, которые находятся в муниципальной собственности;

– осуществлять контроль качества предоставления жилищных и коммунальных услуг населению муниципального жилищного фонда;

– осуществлять контроль за соблюдением правил и норм санитарного состояния придомовых территорий жилищного фонда муниципального образования;

– создавать условия, которые являются необходимыми для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

– осуществлять контроль за соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда;

– осуществлять обследование жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности;

– осуществлять контроль за сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда;

– и др.

3) Управление ЖКХ и энергетики, которое организовывает в границах муниципального образования электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Также Управление вправе:

– организовывать содержание и ремонт муниципального жилищного фонда; организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; содержать места захоронения муниципального образования;

– создавать условия для управления многоквартирными домами и выполнение полномочий собственника муниципального жилищного фонда;

– подготавливать документы на перевод жилых помещений в нежилые;

– подготавливать документы на переустройство и перепланировку жилых помещений;

– ведение реестра управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов;

– организовывает сбор и вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию, а так же переработку отходов производства и потребления;

– принимают участие в организации благоустройства и озеленения муниципального образования;

– организовывает конкурсы на право управления многоквартирынми домами;

– и др.

4)Профильные комитеты ЖКХ территориальных администраций городского округа, осуществляющие государственную политику в сфере ЖКХ на муниципальном уровне и обеспечивающие функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования.

К профильным комитетам ЖКХ относят:

– Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования;

– комитет жилищно-коммунального хозяйства;

– отдел капитального строительства и эксплуатации жилых сооружений;

– управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства;

– комитет по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству;

– управление администрации по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству.

Источник: https://poisk-ru.ru/s42764t3.html

Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

Система жкх в муниципальном образовании

Алмаева, Л. Х. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне / Л. Х. Алмаева, И. В. Есиева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14031/ (дата обращения: 12.10.2020).



Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей экономики и представляет собой многоотраслевое хозяйство с совокупностью социально-экономических отношений по жизнеобеспечению населения и реализации потребностей производственных отраслей и сферы услуг [1, с. 201].

Под жилищно-коммунальным хозяйством понимают совокупность отраслей экономики, которые обеспечивают работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов [3, с. 16].

На протяжении истории главную роль управления системой ЖКХ играло государства в лице местных муниципалитетов. Муниципальные власти начали самостоятельно выстраивать систему управления предприятиями ЖКХ, что привело к следующей ситуации.

Определились сложности в построении эффективной системы управления ввиду устаревших систем инфраструктуры ввиду высокой степени износа основных фондов ЖКХ. По 60 % основных фондов отслужен полезный срок службы, ввиду этого установлены объемы потери воды в размере 27 %, тепловой энергии на отопление — почти 15 %, в сетях горячего водоснабжения — 10 %.

Расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25–30 % выше, чем европейскими предприятиями.

В современной России органы муниципальной власти еще не смогли сформировать механизмы эффективного взаимодействия с населением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а население не до конца осознает свои права и обязанности в системе ЖКХ. Из-за этого многие конфликты повторяются из года в год на протяжении долгих лет. Работа по устранению факторов, мешающих развитию партнерских отношений в сфере ЖКХ, либо не ведется, либо носит локальный и временный характер [1, с. 202].

В последнее время средства массовой информации оповещают общество о существенных недостатках в работе ЖКХ: отсутствии в домах тепла, электроэнергии, чистой воды, случаях утечки и взрывов газа, плохой работе аварийных служб и др.

В свою очередь, администрации городов и поселений, частные управляющие компании ссылаются в качестве оправдания на хроническое недофинансирование, ветхость материальной базы, коммуникаций, изношенность обслуживающей техники, низкую оплату труда работников ЖКХ и т. д.

И, что самое неприятное, наличие этих проблем способствует развитию «теневого» сектора экономики и коррупции [4, с. 25].

На данный момент сфера ЖКХ в России определяется кризисным состоянием, существует актуальность решения проблем по реформированию и модернизации данной отрасли на муниципальном уровне.

В данном случае важными являются цели как сугубо хозяйственные, так и социальные ввиду многочисленных конфликтных ситуаций между предприятиями коммунальной сферы, управляющими компаниями и потребителями услуг.

Основными вопросами являются: высокая стоимость коммунальных услуг, их низкое качество, отсутствие обратной связи с управляющими компаниями, а также высокая задолженность населения перед предприятиями ЖКХ.

В результате продолжительного времени данные недостатки системы находятся в центре общественного внимания, их устранение является приоритетными путями развития экономической и социальной политики страны.

Необходимо отметить, негативную ситуацию по развитию данной сферы на муниципальном уровне ввиду сложности контроля преобразований.

Несмотря на принимаемые усилия, результаты весьма скромны, а ситуация в ЖКХ в целом ухудшается [2, с. 38].

Поэтому сфера ЖКХ на муниципальном уровне нуждается в обязательном реформировании.

Вопросам преобразования сферы ЖКХ уделяется большое внимание, итоги работы в данной отрасли должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд, и на федеральном уровне исполнительной власти с учетом как точечных решений, так и долгосрочных системных решений, которые были бы нацелены на получение людьми качественных коммунальных услуг по приемлемым и понятным ценам.

Отсюда можно сделать вывод, что сфера ЖКХ нуждается в новом, инновационном подходе к решению поставленных задач. К сожалению, на региональном и муниципальном уровне в данной части федеральное законодательство чаще всего не применяется.

Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ предоставляется консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти.

Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства.

Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции [4, с. 26].

Таким образом, выход из проблемы инновационного управления инфраструктурами ЖКХ на муниципальном уровне остается открытым, так как в решение проблемы, например, с помощью частных инвестиций задействованы четыре стороны — это государство, муниципалитет, инвестор и граждане-потребители. Чтобы система начала действовать в полную силу нужно достичь некоего компромисса, при котором в первую очередь будут соблюдены социальные права и интересы граждан, во вторую очередь интересы инвестора, однако вопрос о существовании такого компромисса пока остается открытым.

Литература:

  1. Козырев М. С. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как объекта муниципального управления / М. С. Козырев, Т. С. Мелентьева // Материалы Ивановских чтений. — 2017. — № 1–2 (11). — С. 200–206.
  2. Колычева Ж. Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж. Я. Колычева, Н. С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 2 (93). — С. 37–41.
  3. Романова А. Формирование доступной среды жилищного фонда / А. Романова, Д. Буркеев. — М.: Инфра-М, 2015. — 158 с.
  4. Савельев И. А. К вопросу об институциализации управления в сфере ЖКХ / И. А. Савельев // Современное общество и власть. — 2017. — № 1 (11). — С. 25–27.

Основные термины(генерируются автоматически): муниципальный уровень, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, предприятие ЖКХ, Россия, система ЖКХ.

Сферажилищнокоммунальногохозяйства является той отраслью, с которой человек

Жилищнокоммунальноехозяйство представляет собой совокупность хозяйств, предприятий

На рынке жилищнокоммунальныхуслуг низкий уровень конкуренции…

Ключевые слова: жилищнокоммунальноехозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

муниципальныйуровень, сфераЖКХ, жилищнокоммунальноехозяйство, предприятиеЖКХ, Россия, системаЖКХ.

Жилищнокоммунальноехозяйство в России. Авторы: Абдуллина Адель Рустемовна, Владимиров Игорь Александрович.

Жилищнокоммунальноехозяйство — это комплекс подотраслей

– подсобные предприятияЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Современные проблемы жилищнокоммунальногохозяйства.

Ключевые слова: жилищнокоммунальноехозяйство, реформа ЖКХ, услугиЖКХ, коммунальныесистемы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

жилищнокоммунальноехозяйство (ЖКХ), обслуживающая организацияЖКХ, услугиЖКХ

Жилищнокоммунальноехозяйство (далее — ЖКХ) — самая важная сфера нынешней социально-экономической

Качество услугжилищнокоммунальногохозяйстваРоссии.

жилищнокоммунальноехозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

Сферажилищнокоммунальногохозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Жилищнокоммунальноехозяйство является одной из наиболее социально значимых систем экономики страны. Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект.

жилищнокоммунальноехозяйство, реформа ЖКХ, услугиЖКХ, коммунальныесистемы

Жилищнокоммунальноехозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей

Сферажилищнокоммунальногохозяйства является той отраслью, с которой человек…

Качество услугжилищнокоммунальногохозяйстваРоссии.

Жилищнокоммунальноехозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14031/

Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

Система жкх в муниципальном образовании

Система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место в развитии российской экономики, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.

Но сфера ЖКХ-это непроизводственный сектор экономики, в рыночных условиях хозяйствования которой сложно достичь равновесия между экономической полезностью и социальной необходимостью, и особенно остро вступают в противоречия рыночные и административные подходы для повышения эффективности работы этого сектора требуется реализация огромного комплекса задач технического, экономического и

Коммунальное хозяйство – совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Состав коммунального хозяйства представлен на рисунке 1.

Рис. 1.Состав и структура коммунального – хозяйства

Современное состояние жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации можно в целом охарактеризовать как кризисное. Усугубляется данная ситуация тем, что кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве имеет застарелый характер.

Правительство Российской Федерации рассматривает различные меры для решения данной проблемы, однако ни одна из них не может обеспечить выхода отрасли из кризиса.

Как показывает практика, жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации в его современном состоянии нуждается в целом комплексе мер по его оздоровлению и восстановлению.

Неудовлетворительное финансовое положение, отсутствие стимулов для снижения издержек и конкурентной среды, изношенность основных фондов – вот только некоторые проблемы жилищно-коммунального комплекса России.

Следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса являются муниципальными, что в значительной мере усложняет любую их модернизацию. Однако Правительством Российской Федерации на ближайшее время намечены демонополизация отрасли и внедрение в нее большого количества частных предприятий. Таким образом, при разработке концепции модернизации ЖКХ следует учитывать этот факт и ориентироваться на возможные изменения в отрасли.

Основными задачами проводимой модернизации жилищно- коммунального хозяйства являются:

  • – повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению;
  • – привлечение частных инвестиций в отрасль;
  • – уменьшение издержек на производство жилищно- коммунальных услуг;
  • – повышение устойчивости функционирования отрасли.

Принятая Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства

Российской Федерации предусматривает почти полный отказ от дотаций из бюджетов всех уровней.

Этот факт исключает сразу несколько сценариев модернизации отрасли: в скором времени жилищные и коммунальные предприятия смогут рассчитывать только на свои финансовые средства, а также частные инвестиции.

Жилищно-коммунальное хозяйство на данный момент является отраслью, практически непривлекательной для частных инвесторов. Прежде всего, это связано с неопределенностью самого процесса инвестирования в предприятия отрасли.

Единственным источником получения дохода для предприятий жилищно-коммунального хозяйства является плата за предоставленные услуги и выполненные работы. Размер этой платы полностью зависит от тарифа, установленного на определенный тариф или услугу. Таким образом, можно воздействовать на общее финансовое состояние отрасли, осуществляя грамотное тарифное регулирование.

Модернизация системы тарифного регулирования позволит реструктурировать образовавшиеся у предприятий задолженности, переориентировать их нерациональные расходы. Тарифы, устанавливаемые как на жилищные, так и на коммунальные услуги, должны быть гибкими и прогнозируемыми.

Они должны носить срочный характер, согласованный с периодом регулирования тарифов на федеральном и местном уровнях. Традиционная тарифная политика, сложившаяся в Российской Федерации в условиях кризиса и бюджетного дефицита, не отвечает вышеназванным требованиям.

Основной задачей, решаемой государством путем тарифного регулирования в жилищнокоммунальном секторе, являлось смягчение последствий экономического спада как для населения, так и для бюджетного сектора.

Основным инструментом, используемым на тот момент в рамках жилищно- коммунального хозяйства, было перекрестное субсидирование: тарифная нагрузка перераспределялась с населения и бюджета на наиболее устойчивые коммерческие сектора. На тот момент население оплачивало оказанные им жилищные и коммунальные услуги лишь частично, тогда как предприятия оплачивали их в полном размере и по завышенному тарифу.

Как было сказано ранее, жилищно-коммунальное тарифообразование в современном российском обществе должно быть сбалансированным. Это обозначает, что в процессе формирования тарифов на жилищные коммунальные услуги должны быть учтены интересы всех участников складывающихся экономических отношений, а именно:

  • – поставщиков услуг;
  • – потребителей услуг;
  • – органов власти;
  • – инвесторов.

Сегодня для обеспечения эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне решаются задачи по внедрению конкурентных отношений, развитию инициативы собственников жилья, созданию условий для управления многоквартирными домами. Развитию конкурентных отношений и частной инициативы в жилищно-коммунальном комплексе муниципального образования в частности способствует увеличение бюджетного финансирования в части обновления и реконструкции основных фондов.

В экономике России рынка коммунальных услуг до последнего времени не существовало. Введение Жилищного кодекса стало реальным толчком для функционирования разнообразных управляющих компаний в многоквартирных домах, то есть способствовало возникновению предпринимательства в жилищной сфере.

Система управления ЖКХ представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов.

К структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:

  • – формирование эффективных взаимосвязей в сфере ЖКХ между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, а также понимание сущности экономических отношений участников в сфере ЖКХ сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;
  • – определение принципов муниципального управления ЖКХ. К ним относят: принцип инициативы и самостоятельности; административной централизации; структурности и взаимосвязи; приоритетных задач и направлений; инвестиционной привлекательности; равной социальной защиты и справедливости; взаимного доверия и ответственности; инновации и модернизации; научности;
  • – определение специфики муниципального управления ЖКХ, базирующегося на количественных и качественных показателях;
  • – определение особенностей муниципального управления ЖКХ, которые формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера;
  • – определение методов муниципального управления ЖКХ. Общие: административно-распорядительные, экономические, социально-психологические, инновационные. Частные;
  • – формирование функции муниципального управления ЖКХ.

Общие функции можно представить как: планирование, организация, мотивации координация и контроль. К частным функциям можно отнести непосредственное согласованное управление конкретным предприятием, группой предприятий однородной направленности. Специфику частных функций определяет набор факторов: экономические, производственные, социальные, географические, демографические, экологические.

Механизм управления – это проводник любых управленческих решений. От него всецело зависит результат экономического поведения конкретного человека, группы людей, организации, общества.

Реформа такой сложной системы, как ЖКХ, не может быть успешно осуществлена без кардинальных изменений в системе управления жилищным фондом и его инфраструктурой.

Механизм управления в ЖКХ во многом зависит от усиления роли местного самоуправления и широком вовлечении населения в процесс принятия решений.

Широкое использование системы делегированного управления в муниципальном образовании привело к модернизации и повышению эффективности использования объектов жизнеобеспечения населения, к экономии ресурсов, дальнейшему рефинансированию средств, направляемых на финансирование ЖКХ. После окончания действия договора-концессии муниципальное образование получит модернизированную инфраструктуру при уменьшении себестоимости поставляемых ресурсов и повышении качества услуг.

Качество функционирования жилищно-коммунального хозяйства, являющегося важнейшей сферой социальной структуры общества, способно создать благоприятную среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения населения – это основной приоритет в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Библиографический список:

Источник: https://bstudy.net/626867/ekonomika/osobennosti_upravleniya_zhilischno_kommunalnym_hozyaystvom_munitsipalnom_urovne

Жкх на муниципальном уровне

Система жкх в муниципальном образовании

1. Способы ведения Жкх на муниципальном уровне

2. Принципы муниципального управления ЖКХ

3. Функции органов местного самоуправления в ЖКХ

В систему управления городом включено множество отраслей.

Однако, одной из самых значимых является отрасль жилищно-коммунального хозяйства, в то время как в сельской местности отрасль является самостоятельным направлением, однако подчиняется региону и находится под его контролем и надзором.

Сфера ЖКХ в последнее время перестала удовлетворять потребителей, т.е. граждан того или иного муниципального образования.

При этом важно учесть, что в тоже время жилищно-коммунальное хозяйство на территории муниципального образования – представляет собой одну из самых значительных частей муниципальной экономики. В различных субъектах Российской Федерации проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства составляют 60-90% от всех  проблем муниципалитета. В связи, с чем развитие данной сферы является приоритетным направлением любого субъекта РФ.

Существует несколько способов ведения ЖКХ на муниципальном уровне, подразделение которых основано на степени участия органов местного самоуправления в процессе управления:

– прямое управление, которое осуществляется органом местного самоуправления;

– муниципально-подрядная система – по муниципальным тарифам частными подрядчиками;

– муниципально-арендная система – частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;

– муниципальная концессия – формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом.

2. Принципы муниципального управления ЖКХ

Если рассматривать муниципальное управление ЖКХ, то оно входит в систему городского самоуправления и является органом управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По своей структуре оно является сложным территориально-хозяйственным комплексом. Принципы муниципального управления ЖКХ показаны на рис. 1

Рисунок 1 – Принципы муниципального управления ЖКХ

В настоящее время многие муниципальные образования разрабатывают муниципальные программы и пытаются сформировать программный бюджет. Это относительно, новые явления, не так давно введенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно подпункту «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что приводит к необходимости (часто не очень приветствуемой региональными властями) принятия органами государственной власти субъектов РФ дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих жилищную сферу. В результате объем нормативной базы жилищной сферы многократно возрастает. ЖК РФ, определяя состав жилищного законодательства, устанавливает, что в этот состав включены не только ЖК РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, иные федеральные нормативные правовые акты, а также региональные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, но и нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).

Собственные полномочия местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ устанавливаются ФЗ № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Вместе с тем правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, в том числе и кодифицированного характера (ЖК РФ), уставы муниципальных образований.

Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст.

17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В то же время перечень вопросов местного значения не может быть расширен путем принятия нормативных актов, возлагающих на органы местного самоуправления дополнительные полномочия в какой-либо сфере, поскольку это противоречит п. 1 ст.

18 данного Закона.

3. Функции органов местного самоуправления в ЖКХ

Для решения коммунальных вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов выполняют следующие функции:

– устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

– регулируют тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

– осуществляют проведение сетей теплоснабжения, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»;

– осуществляют проведение водоснабжения и водоотведения, в соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

– утверждают и реализуют муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Муниципалитет выступает и как непосредственный участник жилищно-коммунального рынка (участвует в конкурсе в виде учрежденных муниципальных унитарных предприятий на общих основаниях), и как организатор этого жилищно-коммунального рынка.

Реализуя мероприятия, направленные на повышение конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг посредством привлечения субъектов предпринимательской деятельности в сферу содержания и эксплуатации инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование жилищно-коммунального хозяйства муниципалитет должен решать следующие проблемы, сдерживающие развитие конкуренции:

– недостаточную организованность и активность собственников жилья по формированию рационального потребительского поведения на рынке (прежде всего медленное формирование товариществ собственников жилья, формальное отношение к выбору управляющей компании);

– неоправданное административное вмешательство и создание неравных условий участникам рынка при получении в управление многоквартирных домов.

Схема взаимодействия органов управления субъектов РФ и органов местного самоуправления представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема взаимодействия органов управления субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе ЖКХ

Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ предоставляется консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти.

Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства.

Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции.

Таким образом, на сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве большинства муниципальных образований сложилась ситуация, говорящая о невозможности нормального функционирования коммунальных предприятий и организаций и качественного удовлетворения ими требований потребителей жилищно-коммунальных услуг. Внедрение эффективных методов управления и форм осложняется особенностями трансформации собственности экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, осложняется социально-экономической ситуацией в различных регионах.

Источник: https://abium24.ru/zhkkh-na-munitsipalnom-urovne

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.