Система контроля в органах местного самоуправления

Система контроля в муниципальном управлении

Система контроля в органах местного самоуправления

Замечание 1

Муниципальное управление представляет собой специфический тип управленческой деятельности, реализуемой муниципальными органами и их должностными лицами в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

Муниципальными органами управленческая деятельность реализуется через соответствующие полномочия, установленные федеральным законодательством в области организации местного самоуправления и иными федеральными законами в специальных областях правового регулирования, например, в сфере землепользования, строительной деятельности, экологии и другого. В частности, муниципальным органам предоставлены следующие полномочия:

  • принимать устав муниципалитета и издавать акты муниципально-правового регулирования;
  • учреждать муниципальные организации, обеспечивать их финансирование;
  • осуществлять закупки товаров, работ, услуг с целью обеспечения муниципальных потребностей;
  • устанавливать тарифы стоимости оказываемых муниципальными организациями услуг и осуществляемых работ;
  • пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью и другое.
  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Юридически и фактически муниципальные органы сосредотачивают широкий спектр ресурсов обеспечения эффективного социально-экономического развития муниципалитета и инструментов их использования, что обуславливает необходимость контроля их деятельности.

Традиционно система контроля в муниципальном управлении характеризуется двумя основными направлениями:

  • внутренняя контрольная деятельность носит административный характер, реализуется субъектами муниципального управления;
  • публичная контрольная деятельность может реализовываться через государственные (это парламентский, президентский, судебный и др. контроль) и общественные механизмы.

Принципы и методы муниципального контроля

Основу реализации контрольной функции муниципального управления составляют две группы принципов:

  • общие принципы;
  • частные принципы.

В основу первой группы принципов заложены социально-политические аспекты муниципального управления, в основу второй группы – организационно-технические аспекты муниципального управления.

Общие принципы контроля включают такие принципы как гибкость (контроль должен учитывать изменяющееся состояние объекта, внешней среды и законодательства), полнота (контроль должен охватывать все стороны деятельности контролируемого объекта), непрерывность (контроль должен обеспечивать постоянный мониторинг ключевых показателей), своевременность (контроль должен осуществляться тогда, когда его результаты будут обеспечивать получение практической ценности).

Методы муниципального контроля включают в себя:

  • во-первых, метод анализа документации, характеризующий контролируемый объект, планов развития, отчетов о выполнении планов, решений и прочего;
  • во-вторых, метод представления отчетов должностных лиц муниципального управления на заседаниях представительного органа муниципального образования;
  • в-третьих, метод изучения контролируемых объектов на месте;
  • в-четвертых, метод проведения аттестации муниципальных служащих с целью оценки их соответствия занимаемым должностям.

Внутренний контроль как элемент системы контроля в муниципальном управлении

Внутренний контроль муниципального управления реализуется двумя основными субъектами:

  • представительным органом муниципалитета, формируемым в соответствии с федеральным законодательством в области организации местного самоуправления;
  • непосредственно органами муниципального управления – администрацией муниципального образования и ее структурными элементами.

Контроль муниципального управления со стороны представительного органа реализуется в период проведения сессий и заседаний депутатов местного парламента.

Прежде всего, в период сессий рассматриваются доклады подконтрольного органа об исполнении бюджета и оптимальности использования ресурсов муниципалитета.

Кроме того, могут быть заслушаны отчеты любых структурных подразделений администрации в отношении реализации полномочий по социально-экономическому развитию муниципалитета и использования бюджетных средств.

К числу конкретных направлений контрольной деятельности относится:

  • анализ и утверждение отчета главы муниципалитета за конкретный период в порядке, установленном уставом муниципального образования;
  • анализ и утверждение отчетов должностных лиц муниципального исполнительного органа, например, начальников отделов по соответствующим направлениям управленческой деятельности;
  • анализ и утверждение отчетов лиц, возглавляющих муниципальные предприятия и учреждения;
  • депутатские слушания по конкретному вопросу муниципального управления;
  • аналитическая деятельность депутатских комиссий по конкретным местным вопросам.

Комиссии и комитеты представительного органа муниципального образования решают следующие задачи по контролю муниципального управления:

  • контроль соблюдения муниципальных нормативно-правовых актов и исполнения решений муниципальных органов и принятия мер к их повышению;
  • анализ планов социально-экономического развития и бюджета, отчетов по исполнению бюджета и конкретных целевых программ, а также текущий (оперативный) контроль их исполнения;
  • изучение отчетов по проделанной заместителями главы администрации муниципалитета работе, а также изучение отчетов о проделанной работе руководителей отделов, управлений и иных подразделений местной администрации;
  • рассмотрение докладов должностных лиц, возглавляющих финансовые и экономические службы местной администрации о результатах деятельности служб за конкретный период;
  • контроль реализации предложений, замечаний, корректировок, внесенных в ходе рассмотрения представительным органом муниципальной власти плана социально-экономического развития и бюджета муниципалитета;
  • проверка исполнения обращений, предложений, заявлений, жалоб, поступивших от населений и другое.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sistema_kontrolya_v_municipalnom_upravlenii/

спецкурс «Лидеры без статуса»

Система контроля в органах местного самоуправления

Тезисы лекции

«Общественный контроль в сфере местного самоуправления»

Контроль занимает важное место в обеспечении стабильности общества. По существу контроль – один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. 

Все общество, его граждане посредством социального контроля проверяют действие отдельных субъектов управления исходя из социальных нормативов, ценностей, стандартов и идейных ориентиров.

В условиях современной России уже третье десятилетие находящейся в состоянии перманентных реформ, состояние контрольной деятельности приобретает важное значение.

Гражданский (общественный) контроль необходимо рассматривать как процесс, при котором гражданское общество участвует в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет проверку и постоянное наблюдение за её реализацией, проводит мониторинг, гражданские исследования и расследования, гражданскую экспертизу, а также участвует в решении иных общественно значимых вопросах на всех уровнях с целью побудить власть встать на позицию признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такие действия имеют целью повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений, а также должностных лиц указанных органов и организаций в процессе выработки и реализации ими государственной политики.

Гражданский (общественный) контроль – это продукт общественного развития. И сегодня назрел вопрос его легитимизации. 

Очевидно, что вся контрольная деятельность по обеспечению интересов государственных, муниципальных, общественных способствует формированию целей и правовых средств, обеспечивающих их реализацию.

Связь общественного интереса и общественного контроля очевидна, т.к. последний обеспечивает наблюдение, проверку и даёт оценку соответствия деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных объектов общественного контроля их предназначению. 

Факт растущего интереса к общественному контролю, надежды на усиление его влияния на состояние дел в Российском государстве получил подтверждение в принятии Федерального Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принятого в июле 2014 г.

Можно констатировать как позитивные элементы этого Закона, так и  слишком осторожное, охранительное отношение к государственным и муниципальным органам.

В определённой степени Закон воспринимается как политический манифест, а не как институт реального воздействия на качество государственного и муниципального управления.

Очевидно, что законом не ликвидированы в полной мере ни фрагментарность, ни поверхностность, но также очевидно, что им активизированы исследования и практическое применение общественного контроля в целях не только отстаивания гражданами своих прав и свобод, но и участия в принятии решении об ответственности за их нарушение.

С принятием закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» возникла необходимость, весьма актуальная,  связанная с приданием большей легитимности контрольной деятельности органов местного самоуправления.

Фактически в настоящее время система муниципального контроля недостаточно эффективна, а порой и не состоялась, особенно на уровне поселений. Такая ситуация обусловлена целым рядом причин, связанных как с пробелами и противоречиями правового регулирования муниципального контроля, так и с недостатком организационных, кадровых, финансовых ресурсов для его осуществления на местном уровне.

Из действующего законодательства до сих пор не ясно, по каким вопросам осуществляется муниципальный контроль, каковы виды муниципального контроля. 

Одновременно отмечается отсутствие муниципального контроля в сферах, где он мог бы быть эффективным (муниципальный экологический контроль).

Обращаясь к проблемам муниципального контроля, следует отметить отсутствие действенных мер реагирования на обнаруженные при осуществлении муниципального контроля нарушения.  

Крайне невелики собственные полномочия органов местного самоуправления в части применения мер по результатам проверок.

В соответствии с действующим федеральным законодательством органы муниципального контроля в случае выявления в рамках мероприятия по контролю нарушений вправе выдать предписание об устранении нарушений и передать соответствующие материалы проверок федеральным и региональным органам для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Лишены органы местного самоуправления и собственных полномочий по привлечению к административной ответственности за допущенные нарушения. 

На муниципальном уровне практически отсутствуют даже полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях. 

Муниципальный контроль практически не подкреплен действенными мерами ответственности за допущенные нарушения. 

Очевидно, что значимость и эффективность муниципального контроля в этих условиях резко снижается.

Объединенным центром всех общественных форм контроля должны быть представительные органы местного самоуправления, как органы прямой демократии. Исключительная компетенция представительного органа должна быть расширена.

Источник: http://www.shkola-munitcipalnogo-politika.ru/programma-shkoly/lidery-bez-statusa/lektsii/obshchestvennyy-kontrol-v-sfere-mestnogo-samoupravleniya/tezisy-lektsii/1/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.