Сервитут в земельном кодексе

Содержание

Что такое сервитут по Земельному кодексу

Сервитут в земельном кодексе

Случается, что помимо воли собственника часть земельного участка может быть ограничена в правах пользования. Несмотря на законные права собственности, отдельное лицо или организация способны установить своеобразный выдел для общественных нужд или для личного пользования.

Обычно такие правовые ограничения допустимы для накладывания на соседские участки, которые имеют выход к местам общей доступности. Закон о земельном сервитуте на чужой территории имеет очень важное значение для определения границ ее использования.

Безусловно, основным документом, регламентирующим нормы об установлении и прекращении обременения участка в виде сервитута, является Земельный кодекс.

Что такое сервитут, правовые основы

Любой вид правоотношений, возникающих в ходе эксплуатации земельных наделов, детально описывается именно в этом нормативном документе. Земля – недвижимый объект, к которому применимы не только правила о возникновении права собственности, но и возможные ограничения и преимущества, связанные с арендой, дарением, обменом и прочими видами сделок.

Перед тем как давать нормативно закрепленное определение сервитута следует отметить, что Гражданский кодекс описывает обстоятельства наложения обременения, которые необходимы соседям. Тогда как Земельный кодекс прописывает виды и цели, которые характерны для социально важного ограничения права собственности.

Как такового понятия сервитута ЗК РФ не содержит. До изменений, введенных законом от 28.12.2013 года, п. 1 ст. 23 отсылал к нормам гражданского законодательства, уточняя, что требования к частным категориям обременений прописаны в ГК РФ. После 1 января 2014 года, перед тем как изучать нормы статьи 23, необходимо обратиться к статье 274 ГК РФ.

В Гражданском кодексе прописано весьма запутанное определение, которое состоит из следующих частей:

  • основание: проход, проезд, ремонт, реконструкция, производимые в интересах использования соседского участка;
  • как возникает: через требование, договоренности или судебные предписания;
  • между кем производится: смежные территориальные наделы;
  • какие последствия: не возникает негативных ограничений, кроме невозможности пользования той части участка, по которой осуществляется удовлетворения потребностей соседей.

Исходя из этого определения, можно осуществить проекцию и на нормы социально значимого сервитута с установлением дополнительных административных процедур по земельному законодательству.

При этом следует оговориться, что ограничения, установленные ГК РФ, в основном носят адресный характер (ограничены кругом соседей).

А по замыслу законодательства имеются основания для массовых обременений всех наделов, которые располагаются в «одной территориальной плоскости». В этом заключается разница определений различных типов ограничений при единстве подходов к порядку использования.

В обоих случаях неудобства терпит только собственник ограничиваемого надела, теряя часть полезной площади из зоны эксплуатации, не меняя сути собственности.

Виды сервитутов по земельному законодательству

В противоположность гражданскому законодательству, которое дает примерный и неполный список предлогов для постановки «частного сервитута», в Земельном кодексе описываются все случаи, при которых возможно ограничить эксплуатацию властным предписанием. Но стоит оговориться, что для обоих видов характерно следующее деление на:

  • постоянные;
  • временные (срочные).

Временные сервитуты, которые устанавливаются в рамках частного случая, возможны только на основании личных договоренностей (например, пронос строительных материалов для возведения совместного забора). Постоянные же ограничения обычно накладываются решением суда, так как собственник зачастую препятствует свободному пересечению собственного надела посторонними лицами (соседями).

Публичный сервитут предполагает, что владелец не имеет права сопротивляться общественной задаче, создавая блага всем без исключения.

Виды публичных сервитутов по земельному законодательству можно условно разделить на две группы, если обратиться к предыдущей классификации:

Чем обусловлен сервитутНормативное обоснованиеКто устанавливаетНа какой срок
Гарантия возможности беспрепятственного посещения любым желающим водоема и прибрежной территорииП. 2 статьи 27 Водного кодекса РФОрганы МСУПостоянно
Необходимостью проведения устранения дефектов всевозможных инфраструктурных объектовПостановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170; Жилищный кодекс РФОрганизация, обслуживающая территориюВременно
Требованием определения границ посредством установления специальных знаков, геодезических пунктов для обслуживания сетей

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/servitut-po-kodeksu.html

Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?

Сервитут в земельном кодексе

Благоустройство некоторых земельных участков (ЗУ) невозможно без задействования соседних территорий.

Такое допустимо на законодательном уровне, но в исключительных случаях и при наличии действующего сервитута.

Что такое сервитут земельного участка, согласно ГК РФ, каков порядок его оформления, как составить и куда подавать заявление? Ответы на вопросы найдете в статье.

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу

Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.

Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст.

23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Задокументированное основание следует предъявить при подаче заявки на установление частичного распоряжения землей.

Кто может быть инициатором?

Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Классификация

Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.

По характеру владения

Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.

Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.

Данная категория подразделяется на 3 подвида:

Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).

Наличие документа требуется для:

  • определения места под сенокос;
  • возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
  • археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
  • реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
  • того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
  • общественного досуга (напр., рыбалки);
  • дренажных работ

В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.

Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.

Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:

  • электричеством;
  • системой водоснабжения, трубопроводом;
  • телефонной линией;
  • дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.

Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.

По срокам действия

Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.

В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.

Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.

Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).

По стоимости

Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.

Плата за разрешение наложения, обременения должна быть адекватной. Если о ее размере не удалось договориться мирным путем, то вопрос решается через исковое заявление.

Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:

  1. Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
  2. При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.

    В этой ситуации необходимо предоставить ряд доказательств того, что использование чужих земель обязательно. На регистрацию заявки уходит 1 рабочий день, на полное оказание услуги – до 44 дней. Если владелец земли не хочет предоставлять ее для удовлетворения нужд инициатора, то выдача сервитутного права осуществляется через суд.

  3. Документы подаются в уполномоченный орган по месту нахождения предмета договора.
  4. Регистрация сделки в Росреестре.

Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:

  • паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
  • письменное уведомление собственника;
  • официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
  • заявление на оказание услуги.

Текст соглашения составляется в соответствии с законодательной базой, владельца ЗУ и претендующего на возможность его использования.

Ст. 39.25 ЗК РФ определяет содержание документа, куда нужно включить:

  • паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
  • цели и основания выдачи сервитутного права;
  • кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
  • права и обязательства владельца и сервитуария;
  • наличие оплаты с указанием суммы;
  • период действия договоренности.

Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.

Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.

Как составить заявление, где взять образец?

Документ не имеет строгого образца, но его содержание должно включать в себя:

  • паспортные и контактные данные участников;
  • предмет сделки – земельный участок;
  • взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
  • сроки;
  • дополнения или иные условия при необходимости.

Скачать образец заявления на установление сервитута

При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).

Заявление вместе с остальными бумагами подается в территориальный уполномоченный орган.

Регистрационные действия

Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.

Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:

  • заявление на оказание услуги;
  • паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
  • кадастровые документы ЗУ;
  • межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
  • свидетельство о праве собственности на ЗУ;
  • выписка из Росреестра;
  • документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.

Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.

Время и цена оказания услуги

Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.

Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:

  • 1500 руб. для физлиц;
  • 6000 руб. для юрлиц.

Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.

Сервитут вступит в силу после прохождения процедуры регистрации. Это произойдет по прошествии 10 дней с момента обращения. Указанное время отводится на проверку документов, принятие решения и внесения данных в Росреестр.

Последствия нарушения договоренности

Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:

  1. Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
  2. Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.

Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.

Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:

  • расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
  • наложение штрафа;
  • возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.

Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).

Можно ли аннулировать сервитутное право?

Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

  • закончился его срок действия;
  • на это согласны обе стороны;
  • причины его выдачи ликвидированы.

Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

по теме статьи

Что такое сервитут на земельный участок, подскажет видео:

Заключение

Установление сервитута – процедура, строго контролируемая законом с момента оформления разрешения до его осуществления. Временный доступ к чужому имуществу не наделяет заявителя всеми полномочиями владельца – это скорее услуга со стороны собственника и государства.

Сам хозяин полностью защищен российской законодательной базой, но также нужно понимать, что за неимением другого выхода он обязан пустить сервитуария на свой ЗУ.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/servitut

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (действующая редакция)

Сервитут в земельном кодексе

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

[attention type=green]
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
[/attention]

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

[attention type=yellow]
44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.
[/attention]

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

[attention type=red]
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
[/attention]

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: https://www.zakonrf.info/zk/23/

Сервитут на земельный участок и особенности его установления

Сервитут в земельном кодексе

Сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий.

Сервитут земельного участка часто приходит на помощь в том случае, если по каким-то причинам невозможно в полном объёме эксплуатировать своё недвижимое имущество.

В этом случае наиболее распространённым вариантом станет наложение сервитута на соседний участок, например, чтобы обеспечить проезд.

Что такое сервитут земельного участка и как он эволюционировал в истории правоприменительной практики?

Что такое сервитут на земельный участок?

Понятие сервитута на земельный участок регулируется двумя крупнейшими нормативными актами в сфере имущественных и земельных правоотношений — Гражданским и Земельным Кодексами Российской Федерации.

В соответствии с положениями этих нормативных актов сервитутом земельного участка следует считать установленное на рассматриваемый участок обременение, целью которого станет обеспечение нормального функционирования расположенных рядом территорий. Т.е. сущность сервитута является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Однако вся процедура установления обременения земельного участка сервитутом должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством и закрепляться либо в форме договора (если речь идёт о частном сервитуте), либо в виде специального Постановления уполномоченного органа власти (если сервитут носит характер публичного).

Исторические формы сервитута

Сервитут как форма использования чужого имущества в своих целях зародился ещё в Древнем Риме и имел классическое закрепление в римском праве.

В соответствии с положениями этой правовой системы вещный сервитут мог распространяться не только на земельный участок, но и на любую чужую вещь, т.е. также практиковалось право пользования чужой вещью.

При этом платы за пользование такой вещью предусмотрено не было.

После того как римское право вместе с Империей перестало существовать, понятие сервитута не прекратило своё действие, а перешло в более поздние правовые системы Франции и Германии, где получило закрепление.

В соответствии с Кодексом Наполеона сервитутом принято было считать особую коммунальную повинность недвижимого имущества с целью обеспечения возможности надлежащего использования другого недвижимого имущества его собственником.

При этом разделение, которое было установлено в видах сервитутов, осуществлялось по трём основаниям — месту его наложения (городские и сельские), наличию внешних признаков (явные и неявные), сроку действия (постоянные или непрерывные и непостоянные, то есть установленные на срок выполнения человеком каких-либо действий).

В германском праве сервитутом также было принято считать обременение чужого имущества для достижения целей нормального функционирования другого имущества. В соответствии с требованиями норм права этой системы выделялись три формы сервитута — положительный и две отрицательных. Положительным сервитутом принято считать предоставление земельного участка для использования в определённых целях.

Первый отрицательный подразумевает невозможность осуществления собственником участка каких-либо действий, которые он мог бы осуществлять в отсутствие обременения. Второй отрицательный сервитут возникает тогда, когда у собственника обременённого земельного участка отбирается возможность как-либо влиять на состояние того участка, в пользу которого установлено обременение.

В истории российского права установление сервитута не было предусмотрено ввиду особенностей исторического развития.

Так, в период дореволюционной России уровень развития земельных правоотношений был настолько низок, что ни о каком сервитуте в его полной мере говорить не приходится.

Что же касается советского периода, то при государственной собственности на земли в сервитуте отпала какая-либо необходимость.

Современные виды сервитута

Земельный Кодекс Российской Федерации установил всего два вида сервитута, которые могут существовать в настоящее время в России. К этим видам следует относить:

  • Частный сервитут;
  • Публичный сервитут.

Частный сервитут подразумевает заключение соглашения об установлении обременения на конкретный земельный участок в интересах других участков, которое заключается между их собственниками без участия государства.

Как правило, заключение такого соглашения должно происходить по обоюдному согласию сторон. В том же случае, если возникли какие-либо спорные моменты, они могут быть разрешены путём судебного рассмотрения дела.

Публичный сервитут устанавливается государством путём вынесения соответствующего Постановления руководителем уполномоченного органа.

Ещё одним вариантом классификации сервитутов будет срок их установления. В соответствии с этим, установленное обременение может подразделяться на:

  • Срочные;
  • Бессрочные (постоянные).

Если говорить о срочных земельных сервитутах, то они, как правило, устанавливаются на ограниченный период, например, на срок выполнения каких-либо работ, которые должны затронуть территорию обременяемого участка. Как только необходимость использования обременённого участка отпадёт, сервитут на землю прекратит своё существование.

Если срок, в течение которого использование чужого участка будет необходимо, не установлен либо имеет размытые очертания, обременение будет считаться бессрочным, но при расчете стоимости такого сервитута срок будет учитываться не более 49 лет с момента установления. Соответственно, при наличии определённых обстоятельств, сервитут может быть отменён раньше, а может быть продлён также на этот срок.

Порядок установления сервитута на земельный участок

Порядок установления и прекращения сервитута регулируется Земельным и Гражданским кодексом РФ. Так как установление сервитута подразумевает под собой наложение ограничений на возможность использования этого участка его собственником, для подтверждения законности такого действия необходимо соблюсти порядок осуществления такой процедуры. В качестве основных этапов следует рассматривать:

  1. Подготовку документов, которые смогут доказать необходимость установления сервитута на конкретный участок на определённых условиях;
  2. Обращение с заявлением об установлении сервитута к собственнику обременяемого участка или в уполномоченный орган власти;
  3. Оценка сервитута с целью установления той суммы, которую инициатору обременения придётся выплатить собственнику участка;
  4. Заключение договора сервитута путём подписания соответствующего соглашения или получение Постановления руководителя уполномоченного органа;
  5. Регистрация заключённого договора в органах Росреестра с целью фиксации установленного сервитута в Едином государственном реестре прав.

Если все этапы были соблюдены, установленный сервитут будет считаться законным.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Сервитут в земельном кодексе

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

[attention type=green]
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
[/attention]

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

[attention type=yellow]
44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.
[/attention]

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

[attention type=red]
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
[/attention]

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.