Сервитут подлежит государственной регистрации

Содержание

Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать

Сервитут подлежит государственной регистрации

Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.
Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.
Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.
Срок сервитута
Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута – решением о его установлении.
Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.
Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.
Плата за сервитут
По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.
По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута
Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.
С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута, вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.
Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.

33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.
За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.
Прекращение сервитута
Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен.

Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:
-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;
-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;
-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению.

В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.
Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:
– деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет; в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;
– не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;
– обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Источник: https://aleksraion.ru/index.php/2013-09-06-22-52-18/4498-2019-06-13-08-23-09

Новости

Сервитут подлежит государственной регистрации

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения.

Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута – решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН.  При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута,  вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

– деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;  в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

– не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

– обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Об Управлении Росреестра по Пермскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

http://rosreestr.ru/

http://.com/public49884202

Источник: http://ocherskiy.ru/Novosti/Novosti/2019/06/11/212855/

Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы

Сервитут подлежит государственной регистрации

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut

Условия и порядок регистрации сервитута на земельный участок. Нужна ли в случае отмены договора?

Сервитут подлежит государственной регистрации

Установка сервитута требует прохождения специальной, предусмотренной законодательством и государством процедуры. Это процедура регистрации земельного участка. На каких основаниях проходит данная процедура? Какие нюансы нужно знать прежде, чем прибегнуть к регистрации частного или муниципального сервитута?

В этой статье мы рассмотрим все вопросы, которые сопровождают процесс регистрации и его нюансы.

Нужно ли регистрировать?

Рассмотрим, подлежит ли сервитутный договор обязательной госрегистарции. Под сервитутом понимают ограниченное право гражданина или юридического лица на использование земельного надела в своих целях. Это ограниченное право использования и называется сервитутом, и регламентируется 23 статьей земельного кодекса.

Но для того, чтобы полноправно пользоваться сервитутом в установленном комплексе прав, необходимо пройти соответствующую процедуру регистрации. Без неё невозможно доказать факт того, что гражданин является пользователем сервитута и инициатором его установки.

Однако, законодательство допускает наличие некоторых ограничений и нюансов, которые предполагают исключения.

При заключении соглашения на срок до 3 лет

Российское законодательство предполагает наличие исключения из правил в регистрации сервитута.

Если Соглашение об установлении сервитута было заключено с представителями государственной или муниципальной собственностью, на срок, который не превышает 3-х лет, то нет необходимости в проведении каких-либо кадастровых работ, составлении межевого плана и внесения информации в государственный кадастровый учет.

А значит, прохождение процедуры регистрации также не требуется в соответствии с пунктом 4 статьей 39. 25 Земельного кодекса.

Важно! Если правоотношения по поводу сервитута будут продлены на срок более 3-х лет, то в таком случае процесс регистрации нужно выполнить в обязательном порядке.

Более подробно о возможных сроках установления сервитута мы рассказывали в этом материале.

Порядок процедуры: как поставить на учет?

На самом деле, процедура осуществления государственной регистрации сервитута достаточно простая. Если делать её в соответствии с планом, то в таком случае процесс пройдёт быстро и без каких-либо сложностей. В первую очередь нужно выяснить, что вопросами оформления и регистрации занимается Росреестр Российской Федерации.

  1. Прежде, чем явиться в Росреестр, нужно собрать пакет документов.
  2. Составляется заявление о государственной регистрации сервитута.
  3. Нужно оплатить государственную пошлину, сумма которой варьируется в зависимости от того, обратилось физическое или юридическое лицо.
  4. В Росреестре принимают документы, проверяют их.
  5. Проводится экспертиза принятых материалов, после чего выносится решение о правовом или неправовом характере просьбы о регистрации.
  6. Сведения будут внесены в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Теперь там будет указано, на каком участке есть обременение.
  7. Следующим шагом будет выдано соответствующее удостоверение, которое подтверждает факт установления сервитута.

Но несмотря на все вышеуказанные шаги, есть нюансы, в которые стоит углубиться дополнительно.

Составление заявления

Для того, чтобы составить заявление, потребуется белый лист бумаги формата А4.

  1. В шапке указывается, куда именно отправляется данный документ, а именно, либо главе администрации города, либо в Росреестр.
  2. В середине строки пишется наименование документа. Это заявление о регистрации сервитута на земельный надел.
  3. Указываются паспортные данные лица, место его проживания и регистрации.
  4. В обязательном порядке нужно уточнить реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  5. Также, нужно изложить информацию об участке. А именно его кадастровый номер, технические и правовые особенности.
  6. Ниже указывается информация о лице, который является обладателем земельного надела, то собственником.
  7. Ниже излагается просьба о заключении соглашения о сервитуте.
  8. Можно указать интересующий способ выдачи документов, например, через МФЦ, лично, или путем почтового отправления.
  9. Указывается информация о заявителе, его подпись и дата составления документа.
  10. Также к заявлению прилагается приложение в виде перечня документов, которые идут в комплекте.

Сбор документов для физлица и юрлиц

Физическое и юридическое лицо должны подготовить установленный пакет документов.

Важно! К сожалению, без него невозможно получить соглашение на регистрацию сервитута.

Какие бумаги должны иметься при обращение в Росреестр:

  • Это заявление, составленное по установленному образцу.
  • Нужно оплатить государственную пошлину и приложить квитанцию о ее оплате в форме оригинала или ксерокопии.
  • Прилагается паспорт физического лица.
  • Прилагается копия акта об установлении сервитута.
  • Соглашение между двумя сторонами о наличии обременения, с соответствующими подписями.
  • Если имеется судебное решение, то обязательно прикладывается его ксерокопия, а также заверение судьи (на каких основания и как можно подать иск и получить судебное решение о принудительном установлении сервитута мы рассказывали тут).
  • Оригинал и ксерокопия кадастрового плана.

Дополнительно, по требованию сотрудников Росреестра могут быть предоставлены и другие важнейшие основополагающие документы.

Если речь идёт о юридическом лице, то вместо паспорта прилагается устав компании, а также иные уставные документы, свидетельствующие о том, что организация существует. Прилагается её ИНН, а также паспорт лица, который является представителем компании в органы Росреестра.

Справка. Помните о том, что государственная пошлина для юридических лиц несколько выше по стоимости, нежели, чем для частных лиц.

Размер госпошлины и порядок оплаты

Перед тем, как обратиться в Росреестр и уже подать сформированное заявление и пакет необходимых документов, гражданину в обязательном порядке нужно уплатить государственную пошлину. Это основное главное требование, которое предъявляется к гражданам Российской Федерации.

Для физических лиц установлен размер государственной пошлины 1.500 руб.

В тот момент, когда для юридических лиц это сумма возрастает сразу до 6 000 руб.

Оплатить государственную пошлину можно различными способами. Однако, самый верный — это прийти в банк и по реквизитам, полученным в Росреестре, отправить сумму денежных средств. Чек или квитанцию в обязательном порядке нужно сохранить.

Важно! Однако, также осуществить оплату государственной пошлины можно и другими способами. Например, осуществив перечисление денежных средств посредством электронного платежа или в самом МФЦ.

Куда обращаться?

Где же осуществить государственную регистрацию земельного сервитута? К счастью, помочь в этом нелегком деле могут сразу несколько государственных учреждений, которые уполномочены осуществлять подобную деятельность. Просмотренных перечень подробнее.

Росреестр

Росреестр — это государственное учреждение, которое осуществляет регистрацию сделок с недвижимостью. В том числе, осуществляет и регистрацию сервитута.

Как правило, Росреестр расположен в крупных городах или районных центрах. Однако, при отсутствии такого документа не нужно отчаиваться. Подать бумаги можно будет посредством отправки документов письмом.

Госуслуги

Если вы не располагаете возможностью личной явки, можно подать заявление при помощи портала государственных услуг. Для этого достаточно иметь личный кабинет на данном портале.

  1. Зайдите в свой личный кабинет, а затем в перечень услуг. Выберите необходимую услугу, а именно, «регистрация сервитута».
  2. После того, как была выбрана необходимая вам услуга, нажмите на ее получение.
  3. Перед вами появится краткая анкета, которую нужно заполнить. Вносятся сведения об участке, заявителе и обладателе сервитута.
  4. Информация отправляется на рассмотрение.

Выберите наиболее примечательное для себя время.

Важно!После рассмотрения будет предложена дата, когда можно обратиться в Росреестр и, наконец, лично подать заявление и необходимые документы.

МФЦ

Также, можно обратиться и через МФЦ. Однако учитывайте, что оформление через МФЦ будет происходить несколько дольше. Всему виной увеличенные сроки. Они увеличиваются закономерно потому, что для осуществления регистрации документы все равно будут переданы из МФЦ в Росреестр.

Однако обращение в МФЦ удобно тем, что там можно заплатить и государственную пошлину, а также, сотрудники МФЦ с радостью смогут помочь вам составить грамотное заявление, которое будет отвечать всем требованиям закона.

Сроки рассмотрения

Как правило, рассматривается поданный пакет документов в течении одной рабочей недели. То есть, если вы подали пакет документов и заявление в среду, то уже к следующей среде решение по вашему вопросу будет уже готово. Но это только в случае, если вы обращаетесь напрямую в Росреестр.

Если обращение следует не в Росреестр, а через другие учреждения, например в МФЦ, то сразу все сроки будут увеличены на несколько дней. В некоторых случаях, при наличии дополнительных проверок или документов, сроки и вовсе могут быть увеличены от двух недель до одного месяца.

При обращении через портал государственных услуг, поданное в электронном формате заявление будет рассматриваться неделю. А вот дату, когда вы лично учитесь в Росреестр и предоставите все необходимые документы вы выбираете сами. Поэтому именно вы формируете сроки рассмотрения.

В случае отмены сервитутного договора

Однако регистрируется не только факт установления сервитута.

Если по каким-то причинам соглашение о сервитуте было аннулировано по требованию обеих сторон, или же стороны по какой-то причине решили расторгнуть свои отношения, нужно зарегистрировать отмену сервитута (что может стать основанием для прекращения сервитута мы рассказывали тут). Как происходит этот процесс?

  1. Итак, должно быть составлено заявление. В данном документе стороны должны обоюдно согласиться с тем, что они хотят отменить установку сервитута. Также должна быть обозначена установленная законом причина.
  2. После того, как было составлено заявление, к нему собирается пакет документов. Он практически ничем не отличается от ранее перечисленного. Однако, теперь появляется соглашение и свидетельство о регистрации об установлении сервитута, которое было выдано вам ранее.
  3. Также, нужно явиться в Росреестр, МФЦ или подать документы посредством портала государственных услуг. Здесь всё просто.
  4. Основания и сами документы рассматриваются, если подача документов соответствует государственным требованиям, оформляется отмена. А сторонам выдается свидетельство об отмене.

Однако стоит отметить, что в одностороннем порядке осуществить такую процедуру не удастся. Заявление должны составлять оба собственника, оба собственника должны явиться в Росреестр или МФЦ, а также оплатить государственную пошлину. Если есть инициатива только от одной стороны, то, к сожалению, в подобном будет отказано.

Помните о том, что ваш многофункциональный центр или Росреестр может предъявлять свои особые требования к перечню документов, которые необходимы для отмены сервитута. Всё зависит от индивидуальной ситуации. Поэтому прежде, чем самостоятельно готовить пакет документов и заявление, заранее ознакомьтесь с требованиями.

Внимание! Неважно, в какое именно учреждение вы обращаетесь. Главное — это соответствие требованиям, которые предъявляет законодательство, в частности государство по вопросам, которые связаны с установлением сервитута и его регистрации.

На самом деле, при детальном рассмотрении можно понять, что этот процесс не такой уж и сложный, и достаточно прост в восприятии. Однако, к сожалению некоторые граждане, нарушают перечень действий, в результате чего установка сервитута приобретает абсолютно иной характер, и осложнена различными проблемами.

Однако, если вы будете выполнять действия последовательно, то в конечном итоге получится прекрасный результат. А именно, готовое свидетельство, подкрепленное поданными документами и государственной пошлиной

Источник: https://pravoved.online/servitut/gosudarstvennaya-registraciya-na-zemelnyy-uchastok

Регистрация сервитута: процедура, документы и сроки регистрации

Сервитут подлежит государственной регистрации

При некоторых обстоятельствах бывает необходимым использование части или всего чужого земельного надела для обеспечения базовых потребностей: возможность пользования коротким путём, колодцем и т.п.

Законодательством может быть удостоверено разрешение на подобное пользование при попадании конкретной ситуации под одно из условий, закреплённых в ЗК РФ.

Какие именно эти условия? Как проходит регистрация сервитута? Какие документы необходимо подготовить для этого обеим сторонам?

Определение частного и публичного сервитута

Точная формулировка термина «сервитут» дана в ст. 274 ГК России. В соответствии с ней, сервитут — это возможность ограниченно пользоваться соседским земельным наделом, но обязательно при наличии объективных причин.

На практике, сервитут — письменное соглашение, имеющее добровольный характер, которое подлежит государственной регистрации как и любое другое ограничение права. Т.е. предоставить сервитут можно только добровольно: этот тезис прописан как основное и неизменное условие регистрации права сервитута.

Это определение справедливо и для публичного сервитута с той лишь разницей, что соглашение о частном обременении устанавливается между гражданами в своих интересах, а о публичном — между муниципалитетом или органом госвласти для удовлетворения общественных или государственных нужд.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка может устанавливаться как за уплату соразмерной суммы или без неё (зависит от решения соседа-землевладельца).

При установлении обременения на надел права его владельца не исчезают: он также может распорядиться им в соответствии со своими нуждами. К тому же, при перемене владельца надела обременение переходит к нему на прежних условиях.

Подлежат ли сервитуты государственной регистрации?

В соответствии с нормами российского законодательства, все права на недвижимость должны быть внесены в особый реестр — ЕГРН, ведение которого поручено Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии. Для занесения сведений (в т.ч. и о существующих обременениях) в реестр необходимо пройти процедуру госрегистрации.

Порядок государственной регистрации сервитута на земельный участок

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав. Для того, чтобы подать заявление на госрегистрацию обременения на земельный надел, нужно обратиться с собранными по установленному перечню документами самостоятельно или (передав своё право) через представителя в Росреестр.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Воспользовавшись сервисом, предоставляемым Почтой. При выборе этого варианта потребуются некоторые финансовые затраты: отправление должно быть с описью вложения, заявление — распечатано, заполнено по правилам, удостоверено, а все отсылаемые копии документов — также соответствующим образом заверены;
  2. Придя на приём к специалисту в МФЦ. Уже на этом этапе некоторые заявители готовы оплатить недешёвые услуги поверенного из-за опасения длительных очередей и нехорошего отношения со стороны сотрудников учреждения. Эта позиция не оправданна: внутренний регламент говорит о правиле приёма заявителя в течении 15 мин. после регистрации его в электронной очереди (получения талона). А оценить уровень профессионализма обслуживающего специалиста можно воспользовавшись специальным сервисом, информация о котором размещена на столе каждого сотрудника.

Инициировать процедуру госрегистрации может любая сторона достигнутого соглашения. Стоимость процедуры госрегистрации для физлиц составляет 1 500 руб., для юрлиц — 6 000 руб.

Предельное время осуществления госрегистрации обременения — 7 раб. дней. При обращении в МФЦ срок увеличится ещё на 2-3 дня.

Государственная регистрация сервитута осуществляется как госрегистрация иных прав.

В этот срок специалистом Росреестра может быть утверждено одно из нескольких вариантов результата:

  • успешная регистрация;
  • отказ в дальнейшем проведении госрегистрации;
  • прекращение регпроцедуры.

Какие документы нужно предоставить?

Вместе с заявлением регистратору понадобятся следующие документы:

  • паспорта сторон соглашения об обременении надела;
  • квитанция об оплате полного размера госпошлины (не обязательна);
  • само добровольное соглашение об обременении;
  • документ судебного органа — если владелец надела не желает участвовать в заключении соглашения;
  • бумага о согласии иных заинтересованных граждан (например, супруга/супруги землевладельца);
  • техническая документация на надел (может понадобится регистратору);
  • доверенность (если участвует поверенный); и т.д.

Разграничение границ земельных участков проводится совместно с соседями-смежниками, но случается и так, что межевание соседи не подписывают, тогда инициаторам межевых работ придётся действовать иным путём.
Обязательно ли проводить межевание земельного участка узнайте здесь. Это важный вопрос для землевладельцев.

Причины приостановления регистрации сервитута

Положения закона N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» включают в себя перечень обстоятельств, наличие которых ведёт к приостановлению госрегистрации:

  • лицо, записанное в заявлении как владелец надела, им не является либо его права ограничены;
  • подавшее заявление лицо — не сторона соглашения;
  • если новое обременение будет преградой реализации уже существующих прав;
  • если законодательством не предусмотрен такой вид обременения;
  • документы на регистрацию поданы не все;
  • поданные документы — подделки или очень старые;
  • документы содержат визу неправомочного специалиста;
  • ответ на межведомственный запрос специалиста не поступил к нужному сроку или оказался отрицательным;
  • если выяснится, что в Росреестр уже поданы документы для перехода прав на тот же надел, или установления над ним какого-либо ограничения;
  • если соглашение об обременении будет признано недействительным решением полномочного органа;
  • сделка является ничтожной;
  • если регистратор получит акт полномочного органа арест надела;
  • если информация из документов расходится с данными из ЕГРН;
  • если при уведомлении землевладельца о проведении госрегистрации обременения окажется, что соглашение он не подписывал.

Мнение юриста по поводу сервитута за пользование земельным участком:

Регистрация обременения — приобретение возможности пользоваться чужим наделом, соблюдая нормы права.

О порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Источник: https://napravah.com/zemlya/registratsiya-servituta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.