Сервитут подлежит государственной регистрации как

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута

Сервитут подлежит государственной регистрации как

Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г.

N 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов” (далее – Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Минэкономразвития разъяснило, что публичный сервитут не подлежит госрегистрации, но сведения о нем вносятся в реестр границ ЕГРН.

Если земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах сервитута, то орган регистрации прав должен выполнить действия по образованию данной части и внести сведения в кадастр недвижимости.

Кадастровый учет таких частей и госрегистрацию ограничений прав или обременений участков, расположенных в границах сервитута, закон не предусматривает.

Ведомство отметило, что в границах сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72576778/

Государственная регистрация сервитутов

Сервитут подлежит государственной регистрации как

Н. АфанасьеваРазделы: Недвижимость

Государственной регистрации подлежат в том числе и сервитуты. Сервитуты согласно п. 9 статьи 23 Земельного кодекса (ЗК) подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон).

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СЕРВИТУТОВ

Конкретный порядок совершения регистрационных действий регулируется Правилами ведения единого государственного реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219 «Об утвержденными Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством установления сервитута, а также единственным доказательством существования зарегистрированного сервитута. Государственная регистрация сервитутов осуществляется учреждениями юстиции на основе системы записей в ЕГРП.

Запись о регистрации сервитута может быть произведена на основании:

  • заявления правообладателя во всех случаях установления сервитута;
  • заявления лица, в пользу которого установлен сервитут, в случаях, если сервитут установлен соглашением сторон или вступившим в законную силу решением суда либо возникает на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • заявления органов государственной власти или местного самоуправления в случае, если сервитут установлен этими органами в соответствии с законодательством в публичных интересах.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута. В течение одного месяца учреждение юстиции по регистрации прав, осуществившее регистрацию сервитута, обязано уведомить об этом правообладателя. Копия направленного правообладателю уведомления помещается в дело правоустанавливающих документов. Если в отношении одного и того же объекта недвижимости установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением записи о регистрации в ЕГРП.

Размер пошлины за государственную регистрацию публичного земельного сервитута определен в пп. 24 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса (НК) и составляет:

  • в интересах физических лиц – 500 рублей;
  • в интересах организаций – 2 000 рублей.

За внесение изменений в записи ЕГРП уплачивается государственная пошлина в размерах:

  • физическим лицам – 100 рублей;
  • организациям – 300 рублей;
  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления – 50 рублей;

Лицу, в пользу которого установлен сервитут, выдается свидетельство о государственной регистрации права. В соответствии с письмом Госстроя РФ от 20 марта 2000 г. №НМ-1082/2 установлен перечень градостроительных ограничений и сервитутов, которые должны учитываться при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Среди них можно указать на следующие сервитуты:

  • ограничение на использование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенных на земельном участке, предоставленном в собственность, владение, пользование или аренду юридическому или физическому лицу;
  • ограничение на использование земельного участка в связи с расположением на нем зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного участка;
  • условие соблюдать ограничения на использование земельного участка, расположенного в зоне охраны памятников истории и культуры, на территории особо охраняемого природного объекта, в водоохранной зоне, в границах территории, подверженной воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных территорий, ограничения на использование которых устанавливаются в законодательном порядке.

Публичный сервитут также подлежит государственной регистрации в соответствии с нормами Закона, однако порядок такой регистрации отличается от регистрации частных сервитутов. Необходимо, чтобы само право на земельный участок, обременяемое сервитутом, уже было зарегистрировано в ЕГРП, поскольку Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна согласно п. 2 статьи 13 Закона только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП. Государственная регистрация публичных сервитутов может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 Закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении). Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЕРВИТУТА

Государственной регистрации подлежит также и прекращение сервитута. В этом случае соответствующая запись в Едином государственном реестре прав погашается специальным штампом погашения регистрационной записи.

Запись о прекращении сервитута вносится на основании заявления правообладателя и лица, в пользу которого он установлен, в следующих случаях:

  • прекращения срока действия сервитута, определенного соглашением сторон об установлении сервитута, или акта государственной власти, местного самоуправления, которыми установлен сервитут;
  • вступления в законную силу решения суда о признании недействительным соглашения об установлении сервитута или акта органа государственной власти, местного самоуправления, которыми он установлен;
  • вступления в законную силу решения суда о прекращении установленного сервитута.

Если сервитут прекращен не полностью, а преобразован в пользу гражданина или юридического лица, в ЕГРП производится новая запись о том же самом сервитуте, а в штампе погашения регистрационной записи указывается номер подраздела и листа, на котором произведена новая запись.

Смотрите также статью: «Сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком».

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на “Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения” при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Источник: http://subschet.ru/subschet.nsf/docs/4d7f225670f5eaeec325735a005c72de.html

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута

Сервитут подлежит государственной регистрации как

При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут — это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

Зачем нужен сервитут?

· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;

· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

· для обеспечения других нужд землевладельца.

Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.

Как заключить соглашение о сервитуте?

Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.

Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).

Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:

· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;

· цели и основания установления сервитута;

· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);

· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);

· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто — вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

Регистрация сервитута

Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.

После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», — отметил заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.

Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/44791350-eksperty-kadastrovoy-palaty-razyasnili-pravila-ustanovleniya-servituta/

Форма сервитутного договора и регистрация сервитута

Сервитут подлежит государственной регистрации как

Лобыня, А. К. Форма сервитутного договора и регистрация сервитута / А. К. Лобыня. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57102/ (дата обращения: 12.10.2020).



Исходя из пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации основным способом установления сервитута является соглашение между его субъектами.

Из этого вытекает, что если стороны в добровольном порядке должны заключить соглашение об установлении сервитута, то это соглашение о совершении сделки по правилам статей 160–161 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть заключено путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. При этом должна быть соблюдена простая письменная форма сделки.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки юридических лиц между собой и гражданами должны всегда совершаться в простой письменной форме. [1]

Как указано М. И. Брагинским и В. В. Витрянским, законодатель увязал возникновение сервитутного правоотношения, имеющего вещно-правовую характеристику, с договором, ибо соглашение двух лиц (субъектов) об установлении сервитута по определению и есть заключение соответствующего договора.

Необходимо также отметить, что сервитут — это единственное из числа перечисленных в статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации ограниченное вещное право, которое возникает, по общему правилу, из договора.

Между тем, нормами гражданского законодательства понятие договора об установлении сервитута не предусмотрено, четко не определены его существенные условия.

В то время как, пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Уже, исходя из данной нормы, следовало бы включить в нормы гражданского законодательства (в закон) требование о существенных условиях договора о сервитуте. В отсутствие этого, имеющаяся в указанно норме отсылка является пробелом в законодательстве.

В настоящее время содержание соглашения об установлении сервитута указано в статье 395 Земельного кодекса Российской Федерации и только в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Так, согласно указанной норме закона, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Фактически данная норма предусматривает существенные условия соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

При наличии этой нормы, можно говорить о том, что в случае если какое-либо из этих условий не будет содержаться в соглашении об установлении сервитута, такое соглашение не может считаться заключенным.

Аналогичная норма должна содержаться и в нормах гражданского законодательства в отношении соглашений об установлении иных сервитутов.

В случае, если соглашение заключается н самим индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, а их представителями, в силу пункта 128 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 доверенность на заключение соглашения о сервитуте должна быть нотариально удостоверена в порядке, предусмотренном п.1 ст.185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе, сервитуты.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. [2]

На необходимость государственной регистрации сервитута на земельный участок указано в пункте 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 17 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Так, в пункте 17 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Исключение из этого правила составляют только случаи заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет. (пункт 4 статьи 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации)

Особенности регистрации сервитута предусмотрены статьей 52 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с данной нормой за регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:

  1. лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка (п.121 Порядка ведения ЕГРН);
  2. собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права (п.120 названного Порядка).

Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение. [3]

В соответствии с пунктом 4 ч.4 ст.14, ч.4 ст.44, п.5 ч.1 ст.

15 Закона о государственной регистрации недвижимости регистрация сервитута может проводиться без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут, с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при государственной регистрации сервитута без одновременного кадастрового учета.

Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Следовательно, с момента государственной регистрации возникает сервитут, и, соответственно, с этого момента у сторон возникают права и обязанности, а именно: обязанность собственника недвижимого имущества предоставить его в ограниченное пользование и его право получать соразмерную плату за сервитут, а также право пользователя сервитутом беспрепятственно пользоваться обремененным недвижимым имуществом и его обязанность своевременно платить за сервитут. [4]

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/248/57102/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.