Сервитут на землю сельхозназначения

Содержание

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) – Земельное право

Сервитут на землю сельхозназначения

Что такое сервитут на земельный участок простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд. Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ.
Важно отметить, что получить такое разрешение можно двумя способами:

  • заключив соглашение с собственником;
  • добившись разрешения через суд.

Однако в обоих случаях документ придется зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости. В противном случае он считается ничтожным (то есть недействительным).

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) — это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем.

То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно.

Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

Важно

Собственник земли, которая подлежит обременению, имеет полное право требовать платы за предоставление возможности пользоваться его землей. Для определения периодичности и размера выплат потребуется составить исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально.

В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора).

По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат — установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Когда требуется сервитут

Законодательство в статье 274 Гражданского кодекса раскрывает вопрос — сервитут на земельный участок, что это такое. Оформление ограниченного разрешения требуется, когда решаются споры между собственниками соседних земель по поводу пользования общего характера.

Сервитут устанавливается на земельный участок по следующим наиболее частым причинам:

  1. Расположение на участке природного объекта, например источника ключевой воды. Объект не является собственностью владельца земли, а принадлежит государству и относится к общему пользованию, поэтому воду могут набирать все желающие. В таком случае собственник имеет право установить ограничения и потребовать право прохода к источнику за определенную плату.
  2. Строительные работы по прокладке коммуникационных труб к участку должны проводиться через соседнюю территорию. Законный правообладатель имеет право наложить обременение в форме сервитута и указать конкретное место для разрешения прокладывания труб.

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.

По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

Важно

Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

Сервитут это …

Сервитут на земельный участок. Что это такое и какие дает ограничения? Как его применять на практике? Собственно, нет ничего в этом нового и необычного.

Разве что с появлением защищённой законами, частной собственности на землю, появились и нормы закона для защиты прав собственников в определённых условиях и при конкретных обстоятельствах.

По большому счёту такие ограничения вполне логичны, и делегировать законодательные нормы для легализации таких ограничений местной и федеральной власти, необходимо.

Используют такие несколько необычные юридические формы закрепления дополнительного обременения на право пользования достаточно часто. Но если раньше требовалось изъятие земли, выселение собственников, то сегодня во всех этих действиях, нет необходимости.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 Москва,

Московская область

+7 Санкт-Петербург,

Ленинградская область

+7 Регионы
(звонок бесплатный для всех регионов России)
Вместо того чтобы частично реквизировать земельные участки или «разбавлять» собственность отдельными запретами, собственникам не ограничивают их право на использование земельных участков. Это юридическое определение, известное специалистам в юриспруденции как сервитут, применяют для защиты государственных и частных интересов на землю.

Что такое сервитут

Что такое сервитут земельного участка простым языком? Это право, которое оформляется для частного лица или государства, принять на себя часть распорядительных функций землёй. При этом право продажи участка сохраняется за собственником.

Земельный сервитут разрешает частным лицам и государству для общего блага частично закреплять за собой право использования земли, но по строго определённому назначению.

Что такое сервитут на земельный участок в частном порядке? Условно говоря — это право подойти к берегу речки или добраться до входа в дом, без специального ежедневного разрешения другого собственника. Что такое сервитут на земельный участок для общественных нужд? Это право властей или коммунальщиков через официальное решение, использовать фрагмент земли для общего блага.

Для чего, с какой целью могут быть выдвинуты такие ограничительные меры? Есть исчерпывающий перечень ситуаций, когда собственник земли обязан уступить часть своих прав в распоряжении землёй:

  • для свободного доступа и перемещения по территории земельного участка граждан пешком или на авто в том числе, для подъезда к берегу реки, природного озера;
  • для установки специальных объектов – знаков, вех, пунктов – в геодезической сети;
  • для реализации проектов и обслуживания готовых сооружений для осушения территорий с избыточной влажностью земли;
  • для закачивания воды в целях общественных нужд и для доступа к воде домашним животным;
  • для перемещения домашних животных;
  • для скоса сухой травы (сенокоса) и для выпаса животных по правилам, предусмотренным в конкретной местности и во временные промежутки, которые обусловлены;
  • доступ в ограниченные законом периоды для охотников, рыболовов или для разведения рыбы;
  • применение земель для энергетической, водопроводной, тепловой сети, сети для телефонной коммуникации, трубопроводного транспорта для газа, нефти, нефтепродуктов.

Законодательство также устанавливает четыре позиции федерального кодекса для обустройства дорог:

  • для организации склада материалов;
  • для строительств дорог и путей железнодорожного сообщения;
  • для проектирования путей сообщения (автомобильные дороги, трубопроводный транспорт, другие коммунальные коммуникации) на местности.

Если расшифровать простыми словами слово «сервитут» на практике, это означает — использование земли с запретом противодействовать обладателю сервитутного обязательства. То есть даже после того, когда меняется собственник, ограничения — не снимаются.

Разделяя участок или передавая его в другие руки, собственник не может избавиться от такого ограничения.

Есть одно исключение из этого правила. Если сервитут не позволяет использовать землю по назначению, её просто изымают из собственности физлица или фирмы. Для реализации такого плана используют порядок, который прямо предусмотрен федеральным кодексом и общероссийским законом.

Источник: https://tbti.ru/zemlya/servitut-primer.html

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Сервитут на землю сельхозназначения

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Что такое сервитут на земельный участок: виды сервитута и порядок устанавления

Сервитут на землю сельхозназначения

Zem-Pravovik.ru > Земля > Что такое сервитут на земельный участок: виды сервитута и порядок устанавления

Сервитут на земельный участок — это законное право пользоваться чужой землёй. Подобное право применяется в случаях когда, например, отсутствует дорога или тропа общественного пользования между двумя участками или участок находится в окружении земли находящейся, в чужой собственности.

Основанием для возникновения земельного сервитута послужило то, что в некоторых случаях невозможно пользоваться собственным участком, не затрагивая при этом чужой участок земли.

Как правило, сервитут устанавливается в следующих целях:

  • прохождение через территорию;
  • подъезд к территории;
  • прокладывание коммуникаций;
  • если имущество находится на территории или является;
  • частью культурного наследия или памятника архитектуры.

Земельный сервитут разделяется на два вида, а именно: публичный и частный.

  • Частный сервитут
  • Публичный сервитут
  • Плата за публичный сервитут

Частный сервитут — юридическая договоренность собственника участка (чью территорию необходимо ограниченно использовать) и стороннего лица (которому необходимо пользоваться данной территорией).

Установление частного сервитута возможно как добровольным путем между соседями, так и решением суда в случае возникновения спора.

Как правило, частный сервитут устанавливается для обеспечения доступа на территорию, прокладки связи, дорог, водопроводов. Установление сервитута происходит только в случае необходимости, тогда когда невозможно законное пользование территорией без сервитута.

Собственник имущества имеет право потребовать арендную плату за пользование его территорией. Наличие и размер арендной платы устанавливается судом.

Зачастую, на жилых территориях за проход плата не взимается, и спора не возникает. Что касается проведения коммуникаций на объектах промышленного пользования, а также строительстве и обслуживании различных коммерческих зданий и сооружений, то у соседей могут возникнуть финансовые претензии, связанные с причинением неудобств, требующие решения спора в суде.

Часто подобные споры возникают у собственников земли и недвижимости в городе. Например, есть два коммерческих здания по соседству и к одному из зданий требуется протянуть отопление.

При этом нет возможности подключить здание напрямую, не затронув двор соседнего здания. Собственнику здания, чей двор нужно затронуть, причиняются серьезные неудобства, и вряд ли он согласится раскапывать свою территорию просто так.

Вот в таких случаях необходимо судиться для получения сервитута.

Совет юриста: если ваши интересы связаны с коммерческой деятельностью, то лучше не решать конфликт самостоятельно, а обратиться к юристам. Это существенно сэкономит время и возможные финансовые потери.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается не с помощью договоренностей или через судебный спор, а путем принятия нормативно правового акта. Правовой акт может быть принят как муниципальным и так областными властями. В особых случаях, принимается от имени Российской Федерации, например, если земля находится рядом с границами РФ.

Публичный сервитут принимается в интересах отдельных групп граждан, местных властей, а иногда и для государственных нужд.

Устанавливается публичный сервитут в следующих целях:

  • обеспечить беспрепятственный проход или проезд;
  • сельскохозяйственные цели, например проход скота на пастбище;
  • проведение коммуникаций, в том числе удовлетворяющие нужды не только отдельных потребителей, но и всего государства в целом (газопроводы, нефтепроводы, высоковольтные ЛЭП);
  • обеспечить проход на территории заповедников или водоемов.

Процесс установления публичного сервитута значительно отличается от частного. Ключевым пунктом будет подача заявления в компетентный орган.

Орган, в который подают заявление, зависит от конкретного случая, например если сервитут устанавливается в нуждах области, то заявление подается в местное Правительство. Подачу могут осуществлять как отдельные граждане, так и муниципальные образования, организации, а также представители других государственных органов. В заявление входит следующая информация:

  • информация о том, кто является владельцем территории;
  • сроки действия, на которые будет установлен сервитут;
  • цели, в которых устанавливается сервитут;
  • лица, для которых требуется установить сервитут.

Рассмотрение прошения происходит в соответствии с множеством законов РФ. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные законы и статьи, наиболее часто применяются следующие:

  • Федеральный закон РФ (122-ФЗ);
  • статьи Земельного кодекса РФ (Глава IV, глава V);
  • статьи из Гражданского кодекса РФ. (Статьи 274-277).

Далее проводятся необходимые слушания и по их результатам составляются заключения.

Решения, принимаемые в ходе слушаний, по большему счету носят характер рекомендаций, а последнее слово будет за компетентными органами государственной власти, к примеру, Областное Правительство. Если решение положительное, то разрабатывается соответствующий акт, в который входит:

  • информация о местности, на которой устанавливается сервитут;
  • площадь участка, на котором устанавливается сервитут;
  • строения и сооружения находящиеся, на участке;
  • личные данные владельца;
  • время действия сервитута и цели установления.

Плата за публичный сервитут

Владелец участка вправе требовать плату за сервитут. Иногда установление сервитута может стать выгодным для собственника участка, например, если через его территорию будет проходить крупный нефтепровод или газопровод. Собственник сможет потребовать или отсудить большую арендную плату за пользование его территорией.

Это важно: если вы собственник земли и в отношении вас хотят установить сервитут, то рекомендуется обращаться за помощью к специалистам в области права и юриспруденции, компетентным в решении подобных ситуаций, это значительно облегчит установление арендной платы.

том, что такое сервитут на земельный участок.

Внимание!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать,как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
+7(499) 703-42-21 — Москва
+7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург
+7(800) 500-27-29 доб.

482 — Россия (общий) или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!

Все консультации у юристов бесплатны.

Источник: https://zem-pravovik.ru/zemlya/servitut-na-zemelnyj-uchastok.html

Что такое сервитут, виды сервитута, срок его действия, установление сервитута в Балашихе в судебном порядке

Сервитут на землю сельхозназначения

Сервитут – это право на ограниченное использование земельного участка, здания или другого недвижимого имущества, находящегося в чужой собственности.
 

Сервитут бывает двух видов: – государственный (публичный); – частный.

Сервитут не должен препятствовать использовать землю её хозяину по назначению. При установлении сервитута все права собственника по владению, пользованию и распоряжению его собственности сохраняются.

Сам сервитут не может быть предметом сделки, его нельзя продать, заложить или передать другим лицам, и существовать он будет до тех пор, пока существует право собственности на земельный участок.

Самостоятельно, без земельного участка, сервитут не отчуждается, при этом, при продаже земельного участка обременение сохраняется (ст. 275 ГК РФ).
К сервитутам на здания или сооружения применяются правила земельного сервитута.

В каких случаях устанавливается сервитут?

Чаще всего, сервитут на земельный участок устанавливается: – для проезда или прохода по чужому участку для доступа к своему; – для проведения системы канализации, газо- и водоснабжения (мелиорация); – для проведения линий электропередачи.

В соответствии с действующим законодательством, частный водный сервитут устанавливается только на основании договора и решения суда, а частный лестной сервитут – на основании решения суда или акта органов государственной власти. Существуют и другие ограничения, установленные специальными федеральными законами.

Мы в данной статье рассмотрим самый распространенный вид сервитута в Балашихе – частный земельный сервитут.

В Балашихе много частных земельных участков (мкр. Салтыковка, Никольско-Архангельский, Павлино, различные СНТ и т.д.), и не на каждый из участков земли можно получить свободный доступ. Поэтому важно знать свои законные права на получение или прекращение земельного сервитута. Чтобы требовать установления сервитута, необязательно быть собственником земельного участка, законодательством установлено, что лица, которым земля предоставлена на праве пожизненного наследуемого владения или на праве бессрочного пользования также могут требовать установления сервитута.

Вместе с тем, требование об установлении сервитута необходимо предъявляться исключительно собственнику участка.

Сервитут – платный или бесплатный?

Пункт 5 ст. 274 ГК РФ гласит, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Вместе с тем, более подробно вопрос определения платы за сервитут законодательством не рассмотрен.

Единственное, что уточнило Правительство РФ, это то, что размер платы за сервитут должен соответствовать тем ограничениям и неудобствам, которые вынужден будет испытывать собственник земельного участка в связи с возникновением обременения.

Перечисление конкретных ограничений и неудобств, а также их степень, законодательством также не дается.

При необходимости, размер платы за сервитут может определить оценочная комиссия. Для этого придется назначать оценочную экспертизу в Балашихе. Если Вам требуется оценить плату за сервитут в Балашихинском районе, опытный юрист придёт Вам на помощь

Основания прекращения сервитута

Публичный сервитут прекращается, когда общественные нужды, для которых он был установлен, заканчиваются, например, при окончании строительных работ или работ по мелиорации.
В статье 276 ГК РФ установлены основания для прекращения частного сервитута: 1.

по требованию собственника земельного участка, на котором установлен сервитут, ввиду прекращения оснований, по которым он был установлен. 2. в случае, если земельный участок из-за установленного сервитута, не может использоваться по назначению.

Все действия лиц, оказывающихся прекращать сервитут, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Как установить частный сервитут на земельный участок?

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон: собственника участка и лица, которому сервитут необходим. Если участок находится в долевой собственности, то для установления сервитута понадобится согласие всех сособственников.

Между собственником земли и лицом, нуждающимся в установлении сервитута (обязанная сторона) заключается некое подобие договора, которое само по себе и называется сервитут.

В данном соглашении прописываются сведения о его сторонах, сведения об участке, его инициализация, цель и задачи сервитута, пределы его действия, размер платы (при наличии) и иные условия, которые стороны сочтут необходимым указать.

По закону сервитут подлежит государственной регистрации в Балашихинском филиале Росреестра . При этом необходимо будет представить в территориальный орган Росреестра помимо сервитута документ об оплате государственной пошлины и пакет документов на землю.

После установления сервитута собственник земельного участка получает обременение на свой участок, запись об этом обременении обязательно вносится в Единый государственный реестр прав. Как было указано выше, при продаже земельного участка, данное обременение сохраняется и переходит к новому собственнику. На саму продажу земельного участка сервитут не влияет, разве что на стоимость.

В случае, если собственник земельного участка отказывается заключать соглашение и категорически возражает против права пользования его собственностью, тогда вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке.

Установление сервитута в судебном порядке

Судебная практика по установлению сервитутов самая разнообразная и сугубо индивидуальна, разнится от каждого конкретного случая. Поэтому твердо утверждать, что сервитут будет наложен – нельзя.

При правильном соблюдении порядка судебного процесса: грамотного формулирования своей правовой позиции по делу и окончательных требований, формирования полной доказательной базы и компетентного выступления в судебном заседании, суд примет положительное решение по делу.

При вынесении решения, суд не обязывает собственника заключить соглашение, это незаконно. Поэтому крайне важно при написании искового заявления, четко и грамотно сформулировать свои требования, в соответствии с законодательством. В противном случае, в иске будет просто отказано.

Судом сразу выносится решение об установлении сервитута. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит государственной регистрации и является основанием для установления обременения на землю.

Априори, установленный судом сервитут является бесплатным, если собственник земли не заявит встречное требование об установлении непременно платного сервитута с указанием конкретного размера платы. В таком случае предугадать решение суда не представляется возможным, исход дела будет зависеть от доводов встречного иска и возражений к нему.

Любое принятое судом решение можно обжаловать в апелляционном порядке, при наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, и грамотно составленной апелляционной жалобы. Только помните, что согласно ст. 327.1 ГПК, суд апелляционной инстанции не учитывает доказательства по делу, не рассмотренные судом первой инстанции. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. Таким образом, если при рассмотрении дела судом первой инстанции не будут представлены полностью все доказательства по делу, в обоснование исковых требований, суд апелляционной инстанции их рассматривать без уважительной причины не будет.

Поэтому, если Вы хотите установить сервитут в судебном порядке – делать это надо очень аккуратно, поскольку у Вас будет всего одна возможность установить сервитут в судебном порядке.

Если у Вас возникла необходимость написать сервитут, или обжаловать действия Вашего соседа в судебном порядке, Вам препятствуют в доступе на Ваш земельный участок,  звоните по номер +7-965-2-607-607, наш юрист по земельному праву готов оказать Вам квалифицированную помощь в признании и установлении сервитута в Балашихинском районе.
 

Источник: https://r-a-n.ru/servitut.htm

Публичный сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

Сервитут на землю сельхозназначения

Публичный сервитут на землях сельскохозяйственного назначения

БЛИНОВ Руслан Николаевич,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического института Орловского государственного технического университета. E-mail: blinov-27@mail.ru

Краткая аннотация: в статье представлен анализ проблем правового регулирования установления, изменения и прекращения публичного сервитута на землях сельскохозяйственного назначения.

In article the analysis of problems of legal regulation of an establishment, change and the termination public law on the agricultural purpose earths is presented.

Ключевые слова: публичный и частный сервитут; разноотраслевая принадлежность правовых норм; конфликт интересов; проблемы совершенствования правового регулирования.

Public and private law; an accessory of rules of law; the conflict of interests; problems perfection of legal regulation.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Ограничение и прекращение прав на земли сельскохозяйственного назначения в общественных интересах», проект № 10-03-00495а.

Гражданский кодекс РФ содержит описание сервитута в перечне ограниченных вещных прав. В то же время данный кодекс РФ не содержит специальных норм о порядке установления, изменения и прекращения публичного сервитута на земельный участок. Правовые нормы, содержащиеся в ст.

274-277 ГК РФ, по существу, посвящены частным сервитутам. Установление публичных сервитутов на земельный участок регулируется земельным законодательством (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В Земельном кодексе РФ определено, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23).

Различная отраслевая принадлежность правовых норм, предназначенных для регулирования частных и публичных сервитутов на земельный участок, явилась предметом дискуссий при разработке предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Концепция развития гражданского законодательства РФ, подготов-

ленная на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 и одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства РФ от 7 октября 2009 г.

, предусматривает исключение разноотраслевой принадлежности норм о сервитутах на земельный участок.

Предлагается сформулировать в ГК РФ правила, касающиеся ограничений права собственности на земельный участок в публичных интересах, с изъятием из Земельного кодекса РФ норм о публичных сервитутах.

В соответствии с положениями п. 2 ст.

23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Можно сказать, что предусмотренные в

ЗК РФ общие случаи установления публичного сервитута на земельном участке, в основном, все могут быть применимы и к земельному участку из состава сельскохозяйственных угодий для:

– прохода или проезда через земельный участок;

– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

– проведения дренажных работ на земельном участке;

– забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

– прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

– сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

– использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

– свободного доступа к прибрежной полосе.

Каждый из перечисленных случаев ограничений использования земельного участка фактически распространен в той или иной местности большой территории России.

В то же время практика свидетельствует об очень низком проценте юридического оформления отношений по поводу публичного сервитута на землях сельскохозяйственного назначения.

Как правило, только возникающая конфликтная ситуация по использованию участка сельскохозяйственного назначения побуждает стороны искать вариант законного оформления вынужденного ограничения прав собственника.

Надо признать, что публичный сервитут на землях сельскохозяйственного назначения так и не получил своего должного распространения. Действующий Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель) не со-

держит в своём тексте даже слова «сервитут». Такому слабому вниманию к публичному сервитуту на землях сельскохозяйственного назначения могут быть найдены следующие объяснения.

Во-первых, практическая очевидность в необходимости использования ограничений большинства участков сельскохозяйственного назначения (например, прохода, проезда через участок к реке или прогона сельскохозяйственных животных и др.).

Во многих ситуациях собственник земельного участка добровольно соглашается и, как правило, не препятствует фактически существующему ограничению использования участка.

Во-вторых, присутствие государственного интереса или интересов местного населения при возникающих ограничениях использования земельного участка собственником.

Собственнику участка, как правило, известно о наличии «принудительных механизмов» ограничения его права собственности на земельный участок со стороны государственных или муниципальных органов в случае препятствования.

В-третьих, несовершенство земельного законодательства в части установления публичного сервитута на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой собственности.

На протяжении всего периода проведения земельной реформы, начиная с 90-х гг. двадцатого столетия и до настоящего времени, постоянно упоминаются данные о том, что 115 млн. га сельскохозяйственных угодий были переданы в общую долевую собственность около 12 миллионов граждан.

1 Эти граждане получили земельные доли и стали собственниками земельных участков, находящихся в общей долевой собственности.

Поэтому в результате проведения земельной реформы общая собственность на земли сельскохозяйственного назначения в России приобрела доминирующее положение среди других прав на такие земли.

Представляется, что существующие правовые сложности в части установления публичного сервитута на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, нахо-

1 О реализации конституционных прав граждан на землю. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 (с изм. от 25 января 1999 г.).

дящиеся в общей собственности занимают особое место в причинах «неразвитости» публичного сервитута в России. Рассмотрим некоторые из них.

Возникновение публичных интересов государства, местного самоуправления или местного населения в результате выделения участка в счёт земельных долей граждан

При выделении в натуре земельного участка в счет земельных долей из земельного массива, находящегося в общей долевой собственности законодательством не учитываются случаи, когда имеет место фактически сложившейся публичный сервитут. Можно сказать, что при оформлении прав на сельскохозяйственные угодья с момента вступления в силу Закона об обороте земель (с 2003 г.) на практике не учитывались (и продолжают не учитываться):

1) Интересы местных жителей.

В границы участков, оформляемых в собственность (в том числе в общую долевую), включаются полностью или частично места общего доступа, отдыха; проходы к водоёмам, святым источникам; прогоны сельскохозяйственных животных; сложившиеся десятилетиями дороги и др.

Встречаются случаи, когда после оформления права собственности на выделенный участок в счёт долей новый собственник пытается исключить существовавшие десятилетиями всевозможные ограничения использования земель (например, запретить проезд, проход через участок).

2) Интересы государства (или муниципального образования). В границы формируемых участков общей собственности граждан случайно или неслучайно попадают части участков горных отводов, территории разведанных запасов месторождений, нефтепроводы, опоры воздушных линий, газораспределительные станции, инженерные сети, коммуникации и др.

Надо признать, что участники долевой собственности при решении своих частных вопросов не могут (да и не должны) инициировать действия, направленные на учет публичных интересов. Соответствующие государственные или муниципальные органы власти или организации обязаны своевременно и самостоятельно фиксировать своё присутствие (свои интересы) на землях сельскохозяйственного назначения

(например, проводить межевые и кадастровые работы в отношении государственных или муниципальных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения).

С большой долей уверенности можно сказать, что в связи с поспешными и очень часто несогласованными действиями по выделению земельных участков в счёт земельных долей в предшествующие годы, в настоящее время всё больше и больше обнаруживаются конфликты интересов государства, местного населения и «новоявленных» собственников земель сельскохозяйственного назначения.

Ситуация осложняется ещё и тем, что права на сформированные (выделенные) земельные участки в большинстве случаев прошли государственную регистрацию.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о государственной регистрации) предусматривает, что государственная регистрация является единственным доказательством сущест

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/publichnyy-servitut-na-zemlyah-selskohozyaystvennogo-naznacheniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.