Сервитут на государственных и муниципальных землях

Содержание

Вопрос 35. Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос-ой или муниц-ой собственности

Сервитут на государственных и муниципальных землях

Согласно ст.1 ФЗ-122 от 21.07.1997 Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (например, для прохода, прокладки коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.)

Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Частный сервитут —сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

-Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

-Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Основания прекращения сервитута является:

Гибель недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).

Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных
нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.

Выкупа земельного участка

Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)

Расторжение соглашения об установлении сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Так соглашение заключается в следующих случаях:

размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

проведение изыскательских работ;

ведение работ, связанных с пользованием недрами.

1.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

2.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Статья 39.25 содержит требования, необходимые для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка. Так, соглашение должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Источник: https://infopedia.su/15x2cc6.html

Правовое регулирование установления сервитута на земельном участке | ГК «Абажур»

Сервитут на государственных и муниципальных землях

Прежде, чем рассматривать юридическую процедуру, нужно разобраться в самой правовой природе такого понятия, как сервитут.

В сложившейся судебной практике существуют специальные термины для земельных участков, задействованных в сервитуте. Участок, к которому не может свободно пройти и проехать его собственник, называется господствующим, а тот, на который необходимо установить сервитут – обслуживающим.

Сервитут – это ограниченное вещное право владельца недвижимости пользоваться при необходимости чужими земельными участками

Сервитут можно установить лишь при соблюдении обязательного условия, что никаким другим способом нельзя обеспечить имеющиеся нужды владельца недвижимости. Потребности должны быть существующими, реальными, также учитывается назначение господствующего земельного участка и связанных с ним объектов недвижимости.

Сервитут должен быть как можно менее обременительным для второй стороны, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления нужно следить за соблюдением баланса интересов сторон сервитута, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды владельца недвижимости, не стало слишком ощутимым неудобством для собственника обслуживающего участка.

Сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным

Сервитут регулируется равно Гражданским и Земельным кодексами РФ. Применяется следующая классификация: сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным.

Сервитут как ограниченное вещное право, а равно и как обременение земельного участка подлежит государственной регистрации, сведения о сервитуте вносятся в ЕГРН.

За установлением сервитута вправе обратиться только лицо, обладающее вещным правом – правом собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на землю.

Это означает, что арендатор сервитут установить без участия собственника не сможет.

При этом арендатор не лишен права обратиться за содействием к арендодателю, который в соответствии с гражданским законодательством обязан обеспечить арендатору беспрепятственное использование предоставленного в аренду имущества.

Стоит отметить, что важен и статус недвижимости. Например, невозможно установить сервитут для проезда к самовольной постройке или для ее эксплуатации, так как самовольные постройки юридически не существуют.

С публичным сервитутом все более или менее понятно. Устанавливается законом или другими нормативными актами с учетом результатов публичных слушаний, чтобы обеспечить потребности государства, муниципалитета или местного населения.

Это может быть использование земельного участка для проведения исследований, ремонта инженерных, электрических, коммунальных и других линий, прогона скота, сенокошения, охоты и рыбоводства, свободного доступа к водным объектам в общем пользовании, других целей.

Частный сервитут в интересах отдельных граждан и организаций

Частный сервитут служит примерно тем же целям, но в интересах отдельных граждан и организаций. Обычно частный сервитут обеспечивает проход и проезд к земельному участку, а также жилым домам, производственным зданиям и другим объектам недвижимости.

С частными сервитутами проблема, как всегда, одна – так называемый «человеческий фактор». Закон позволяет установить сервитут как по соглашению сторон, так и с помощью суда. Как правило, договориться об установлении сервитута нелегко.

Рассмотрим конкретный пример из практики, где пройдены все стадии установления частного сервитута.

Ситуация сложилась следующая… В составе крупного комплекса была только одна асфальтированная дорога, соединяющая все участки. Собственник одного из земельных участков активно занимался предпринимательством и нуждался в том, чтобы принадлежащая ему техника беспрепятственно проезжала к производственным зданиям и парковалась подле них с заходом на соседние участки.

Перед обращением в суд необходимо попробовать согласовать условия сервитута с другой стороной.

Законодательство не содержит конкретного указания на соблюдение обязательного претензионного порядка по спору о сервитуте, так что письмо с предложением условий сервитута или переписка, явно свидетельствующая о наличии несогласия с полученной офертой, станут необходимым доказательством того, что спор возник и сам собой не разрешится.

Следовательно, достаточно направить собственнику интересующего участка предложение об установлении сервитута. Положительный эффект будет достигнут с большей вероятностью, если приложить проект соглашения об установлении сервитута и предложить оплату.

В конкретном случае у всех остальных участков был один владелец, который возражал против проезда техники, а тем более – ее парковки, так что от предложения отказался.

Первый собственник обратился в суд.

Популярное заблуждение относительно сервитута гласит, что необходимым обстоятельством для его установления выступает чинение препятствий со стороны владельца обслуживающего участка

Это не так. Доказывать, что вторая сторона совершает действия, которые ограничивают или затрудняют доступ, не требуется. Так, для возникновения необходимости в установлении сервитута не нужно наличие незаконных шлагбаумов, физической охраны или стоящих на пути мусорных контейнеров.

Позиция сформулирована и обоснована высшей судебной инстанцией. В предмет доказывания этой категории споров сходит лишь два факта:

  • первый – недостижение соглашения об условиях сервитута,
  • второй — объективная невозможность удовлетворения потребностей другими путями, кроме как через наделение собственника господствующего участка правом ограниченного пользования соседним.

Какие вопросы возникают при установлении сервитута?

  • Нет ли какой-то иной возможности добраться до недвижимости и ее использовать, нельзя ли обойтись совсем без сервитута.
  • Существуют ли другие, более удобные варианты проезда по другим соседним участкам.
  • Может ли соседний собственник без проблем использовать свой участок, если тот будет обременен сервитутом. Так, если на господствующий участок поедет большегрузная строительная техника, а обслуживать эти нужды будет участок, где расположено учреждение детского отдыха, установление сервитута может не только означать препятствия для пользования такого участка для размещения объектов благоустройства, но и создать опасность для пребывающих в учреждении детей, что недопустимо.

Соответственно, сервитут является крайней мерой для исключительных случаев

В рассматриваемом случае владелец большей части участков огородил весь имущественный комплекс, поставил контрольно-пропускной пункт и шлагбаум, из-за чего каждый проезд техники предпринимателя сопровождался конфликтами.

Кроме того, требуется определить соразмерную оплату за пользование чужим участком, на которую может рассчитывать собственник обслуживающего участка.

Стоимость сервитута примерно соответствует материальной выгоде, которую соседний собственник теоретически может выручить, если участок не будет обременен, скажем, возможной выгоде от передачи такой же части участка в аренду

На размер платы за сервитут влияют также характер и степень интенсивности использования земельного участка собственников, в интересах которого установлено обременение сервитутом. Например, тяжелая строительная техника быстро приводит в негодность дорожное полотно, а от проезда одного личного автомобиля больших неудобств не возникнет.

Для решения поставленных вопросов суд, как правило, привлекает судебного эксперта

К примеру, в рассматриваемом деле судебная экспертиза выявила два независимых варианта проезда: с использованием дороги через территорию комплекса и второй, через соседний большой участок.

Однако, при ближайшем рассмотрении эта земля оказалась защищенной территорией, занятой базой силовиков, и со всех сторон была огорожена железобетонным забором. Естественно, при таких условиях использование второго участка в целях проезда техники невозможно. Любопытно, что рыночная стоимость этого варианта была почти в три раза ниже.

Вопрос о парковке транспортных средств отпал в процессе, такое использование чужих земель на праве сервитута нарушает права владельца обслуживающего участка.

Итак, в результате мы имеем судебное решение, где указываются вид, срок сервитута, кадастровые номера обремененных участков, координаты границ сервитута, размер оплаты, соответствующий рыночной цене сервитута по мнению оценщика, а также другие условия, на которых устанавливается сервитут.

Если надобность в сервитуте отпала или сервитут фактически блокирует для собственника обремененного участка использование земли в соответствии с видом разрешенного использования, любая из сторон сервитута может обратиться в суд за его прекращением.

Сервитут — эффективный инструмент для разрешения противоречий между собственниками соседних участков

Таким образом, сервитут является эффективным инструментом для разрешения противоречий между собственниками соседних участков и позволяет владельцу господствующего участка закрепить за собой правовыми методами возможность использовать чужой земельный участок пропорционально имеющимся нуждам, уплачивая владельцу обслуживающего участка сообразную оплату.

А вот и наши свежие земельные участки, поступившие к нам совсем недавно!

Источник: ГК RWAY

Источник: https://stroy54.ru/pravovoe-regulirovanie-ustanovleniya-servituta-na-zemelnom-uchastke/

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Сервитут на государственных и муниципальных землях
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.

Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 – 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст.

23), Водного и Лесного кодексов.

Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Институт земельного сервитута был разработан еще римскими юристами.

Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».

Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:

  • сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
  • причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.

Сервитуты делятся на:

  • личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
  • предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.

Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.

Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.

Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).

Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:

  • собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
  • собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.

соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:

  • ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
  • сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
  • кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
  • причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
  • срок действия сервитута;
  • если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
  • размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
  • виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
  • исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
  • ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
  • обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).

Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута

Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.

Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.

Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:

  • специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
  • схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

При расчете стоимости сервитута специалист принимает во внимание разницу рыночной стоимости соответствующих прав (аренды, пользования) до и после установления сервитута.

Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.

Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.

Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута

Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.

Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.

Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.

Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:

  • хозяйственной необходимостью;
  • пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.

Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.

Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:

  • проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
  • осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
  • заключение соглашения об установлении сервитута;
  • регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.

Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.

В силу п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ стороны вправе не ссылаться на кадастровый номер части участка.

Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.

Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.

Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.

Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok-nahodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Сервитут на государственных и муниципальных землях

Нужды субъектов земельных отношений в ряде случаев могут быть осуществлены без предоставления земельного участка (и без его изъятия у правообладателя) – путем предоставления им возможности ограниченного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то есть, путем сервитута.

Теперь ЗК РФ предусматривает три таких случая:

  • • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • • проведение изыскательских работ;
  • • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Соглашение о сервитуте заключается либо с уполномоченным органом (когда земельный участок не предоставлен иным лицам), либо с лицом, которому такой участок предоставлен.

Срок сервитута не может превышать срока действия договора аренды соответствующего земельного участка или договора безвозмездного пользования им. В случае досрочного расторжения указанных договоров действие соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка также прекращается.

Плата по соглашению об установлении сервитута поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение, а в случае, когда такое соглашение заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, она зачисляется в соответствующие бюджеты.

В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка на срок до 3 лет по соглашению сторон допускается не проводить в отношении нее кадастровые работы, не осуществлять ее государственный кадастровый учет и государственную регистрацию возникающего ограничения (обременения). В этом случае к соглашению об установлении сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане.

На практике весьма вероятны ситуации, когда требуется осуществить перераспределение земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как между собой, так и с земельными участками, находящимися в частной собственности. До 2014 года эти вопросы не регулировались на уровне федерального закона, что вызывало ряд затруднений.

С 2015 года перераспределение земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,jмежду собой допускается, если:

  • – все перераспределяемые земельные участки и земли «свободны», то есть, они не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
  • – все перераспределяемые земельные участки предоставлены одному лицу, причем на одном виде права.

В случаях, когда все земельные участки и земли «свободны», их перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа либо на основании соглашений между уполномоченными органами (когда право распоряжения ими принадлежит разным органам).

Таким решением либо соглашением утверждается также схема расположения земельного участка (если перераспределение земель и (или) земельных участков, планируется в соответствии с такой схемой). Данная схема является обязательным приложением к ним.

Если же перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, то в них указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

Указанное соглашение должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение между ними бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

Не допускается заключение такого соглашения (или принятие решения) в следующих случаях:

  • 1) перераспределяемые участки предоставлены на одном виде права одному лицу, но отсутствует его согласие в письменной форме;
  • 2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение такого земельного участка, который уже является предметом аукциона, либо в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления (и срок его действия не истек), либо в отношении него подано заявление о предоставлении и не принято решение об отказе в этом предоставлении;
  • 3) границы земельного участка подлежат уточнению;
  • 4) схема расположения земельного участка не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным в соответствии ЗК РФ;
  • 5) имеется полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка (срок действия которого не истек);
  • 6) схема расположения земельного участка нарушает следующие требования: а) несоответствие предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом или федеральными законами; б) границы земельного участка пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; в) невозможно использовать расположенные на земельном участке объекты недвижимости; г) сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать участки в соответствии с их разрешенным использованием; д) возникают недостатки землепользования, а также нарушаются требования, установленные федеральными законами; е) границы земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов) либо указанная схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  • 7) земельный участок, расположен в границах территории, для которой уже утвержден проект межевания территории.

Что касается перераспределения между собой земель и (или) земельных участков, находящихся 1) в государственной или муниципальной собственности, и 2) в частной собственности, то оно допускается, когда это осуществляется в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии и в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; либо – в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения недостатков землепользования и при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Также ЗК РФ допускает перераспределение находящихся в государственной (муниципальной) и частной собственности земель и (или) земельных участков, предназначенных для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС. В данном случае действует аналогичное предыдущему случаю условие, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, может быть увеличена не более чем до установленных предельных максимальных размеров.

Еще одним случаем, предусмотренным ЗК РФ, является такой, когда земельные участки образуются для размещения объектов федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны и безопасности; федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также иных объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ (в том числе, в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).

Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при отсутствии такого проекта – в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка) и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

Это соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Обязательным приложением к такому соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка (участков), который образуются в результате перераспределения.

Если в результате перераспределения произойдет увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, то это осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном:

  • • для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;
  • • для земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • • для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органом местного самоуправления.

Источник: https://bstudy.net/607753/pravo/ustanovlenie_servituta_otnoshenii_zemelnogo_uchastka_nahodyaschegosya_gosudarstvennoy_munitsipalnoy_sobst

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.