Сервитут может устанавливаться

Содержание

Что такое сервитут, виды сервитута, срок его действия, установление сервитута в Балашихе в судебном порядке

Сервитут может устанавливаться

По ст. 216 ГК сервитуты отнесены к ограниченным вещным правам. Ст. 274 – 276 ГК и ст. 23 ЗК посвящены определению сервитутов.
Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 –Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Задать вопрос

Хозяин земли с обременением: описание понятия

Ограничения чаще всего устанавливаются на незначительную часть территории, поэтому только в некоторой степени ущемляют его интересы.

Вводятся ограничения на пользование территорией подписанием договора, который регистрируется в государственном органе (статья 23 ЗК). Обычно он оформляется на добровольной основе. Но бывают случаи, когда обладатель земли не соглашается предоставлять ее для чужого пользования.

В такой ситуации лицо, заинтересованное в установлении сервитута (сервитуарий), подает заявление в судебную инстанцию.

Суд может принять решение, по которому принудительно будет установлено обременение. Об этом владелец должен быть извещен в течение 30 дней. Но для вынесения такого вердикта нужны неопровержимые доказательства необходимости установления ограничения именно на данном участке.

Встречаются ситуации, когда заключение соглашения для владельца будет меньшим злом, чем отказ от него:

    Лучше оформить документ, тогда пользование участком будет вестись в соответствии с законом. Иначе это будет проходить стихийно.

Например, если нет другого прохода к водному объекту, то при подписании договора оговариваются правила, по которым будет осуществляться этот проход: в определенное владельцем время и в определенном месте участка. Если не будет заключен договор, через участок к реке все равно будут ходить, но это будет совсем не организованно.

  • При оформлении соглашения владелец извлекает из этого выгоду. Ежемесячно или ежеквартально ему будет перечисляться сумма, оговоренная в документе.
  • При несогласии дело передается в суд. Для избавления от судебных разбирательств лучше договориться мирным путем.

Думал — все твое, но тут наложили сервитут

Вы купили землю и построили дом, но неожиданно выяснилось, что на вашем огороде, возможно, есть нефть или обнаружены древние скифские захоронения. А так как недра и исторические объекты — это государственное народное достояние, на участок будет немедленно наложен сервитут, приедут археологи и геологи.

Нет, дом и участок никто не отнимет, но жить придется долго в атмосфере громкой и суетной.Рассмотренный случай, конечно, редкость, но вот более прозаические примеры.

  1. Кто-то захотел поохотиться в вашем лесу или половить рыбку в вашем пруду.
  2. При разделе участка нечаянно «заехали» на чужую землю, и соседи требуют провести размежевание.
  3. Купили дом с землёй, огородили участок, но оказывается, селяне исконно проводили через него коров на пастбище и просят сохранить для них это право.
  4. Через вашу землю решили провести газопровод, участок дороги, канализацию и т. д.

Рекомендуем прочесть: Где взять справку для получения пособия на ребенка до 1 5 лет

При

Права

Также при подписании соглашения у владельца возникает право на получение платы за возмещение пользованием территорией по статье 274 п.5 ГК.

Хозяин земли имеет право при устранении основания на введение сервитута прекратить обременение, согласно статье 276 ГК.

Статья 276 ГК РФ. Прекращение сервитута

  1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
  2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Это может происходить при заключении соглашения об отмене ограничения или при обращении в суд с исковым заявлением.

Регистрация

Для того чтобы надлежащим образом осуществить установление обременения на участке, необходимо обратиться в компетентные органы с полным пакетом документов. Для этого понадобится:

— два заявления — от собственника земли и лица, претендующего на сервитут, при этом последний должен иметь при себе соглашение или решение суда;

— кадастровый план, где будет отмечена та часть территории, которая подлежит обременению;

— квитанция об оплате госпошлины за данную процедуру;

— паспорта обоих лиц.

После того как все действия будут закончены, данное право использования чужой вещи будет считаться оформленным должным образом.

Обязанности

Помимо прав на хозяина надела возлагаются определенные обязанности. Они должны быть прописаны в соглашении:

  1. Основной обязанностью владельца является содействие при оформлении ограничения: оказание помощи в проведении работ кадастровым специалистам и в предоставлении документации согласно статье 39.26 ЗК.

  2. Владелец не должен препятствовать условиям выполнения сервитута. Нельзя перегораживать проход или не допускать персонал для проведения на обремененной территории работ.

Никто не обязывает собственника на положительные действия по отношению к сервитуарию.

Дополнительной помощи от него никто не требует.

Пример

Для наилучшего понимания можно рассмотреть пример из жизни.

Через участок гражданина К. проходит дорога к складу гражданина Б. Существует и другой способ добраться до склада, но для этого Б. придется проделать путь длиной в несколько километров, к тому же он проходит через болото.

Во время таяния снега болото переполняется, и переправа становится опасной для жизни. В связи с этим гражданин Б. обратился к К.

с письменным предложением установить в его огороде сервитут, который бы дал право всем заинтересованным лицам использовать его часть для прохода.

Б. и К. заключили письменное соглашение, на основании которого К. обязался не чинить препятствий владельцу склада. Последний, в свою очередь, обязался не ходить без необходимости по чужому огороду.

Чего лишается хозяин при обременении надела?

Обременение земельного участка сервитутом лишает собственника некоторых возможностей. Так, владелец стеснен в использовании доли территории, на которую наложены ограничения:

  • это больше всего затрагивает публичное обременение, когда дорожкой на участке может пользоваться неограниченное число народа.
  • Также собственник земельного участка обремененного сервитутом, при наличии на его территории чужого имущества, не вправе проводить какие-либо работы в том месте, где оно расположено.
  • При продаже или сдаче в аренду участка обременение будет косвенно мешать его реализации. Цена из-за этого станет дешевле. В большей мере такая процедура касается публичного сервитута.
  • Как составить соглашение

    На сегодня не существует единого унифицированного образца соглашения о намерениях, так что компании могут формировать его в произвольном виде, исходя из собственного представления о документе и своих потребностей. Главное, чтобы по структуре бланк соответствовал определенным стандартам делопроизводства, а по содержанию включал некоторые обязательные данные.В «шапке» нужно указать:

    • название документа;
    • его номер, место и дату составления.

    Далее вносятся:

    • наименования организаций, между которыми достигнуто соглашение;
    • должности, фамилии-имена-отчества руководителей предприятий или лиц, уполномоченных действовать от их имени;
    • суть соглашения о намерениях (прописываются действия, которые должны выполнить компании для достижения поставленных целей);
    • указание, что документ не имеет каких-либо финансовых или юридических последствий для сторон.

    Что владелец вправе требовать?

    В случаях несвоевременной выплаты за пользование обременением собственник может требовать неустойку.

    Штрафные санкции обычно накладываются в процентном отношении к оговоренной в договоре сумме.

    Еще одно право собственника земельного участка — это при невозможности нормального использования всей земельной территории после введения ограничения владелец может потребовать выкупить этот участок или предоставить ему новый.

    При введении сервитута на земельный надел участвуют две стороны, одной из которых является хозяин земли. Заключается сделка на добровольной основе или, в случае несогласия одной из сторон, по решению судебного органа. На хозяина участка накладываются определенные обязанности по введенному обременению, нарушать которые он не имеет права.

    При их несоблюдении на него могут быть объявлены штрафные санкции. Также у собственника сохраняются все права, связанные с землей. Он может распоряжаться ею по своему усмотрению.

    , пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (Москва) +7 (Санкт-Петербург)

    Новая редакция Ст. 274 ГК РФ

    1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Источник: https://bogunskaia.ru/zhile/pravo-ogranichennogo-vladeniya-zemelnym-uchastkom.html

    Сервитут – судебная практика

    Сервитут может устанавливаться

    • 1.Московский областной суд (Московская область) – Гражданские и административные …Таким образом, спорный объект рассматривается без коммуникаций, из объявлений аналогов №№ 2 и 3 видно, что на данных участках имеется электричество, требуется внесение корректировок.Согласно ст. 274 Гражданского кодекса, обременение сервитутом- это право ограниченного пользования соседним (или другим) земельным участком.По данным материалов дела и визуального осмотра установлено, что по территории объекта проложены открытым …
    • 2.Калужский районный суд (Калужская область) – Гражданские и административные …проход к своему жилому помещению по земельному участку Гордеевых с кадастровым номером № ( контур 1), поскольку на дворовой территории общего пользования уже находилась пристройка.Согласно ст. 274 п.1 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного …
    • 3.Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) – Гражданские и административные …устанавливается, в том числе для прохода или проезда через земельный участок (пп. 1 ч. 4 ст. 23 ЗК РФ).В соответствии с ч. 1 ст. 274 ГК РФ, сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линии электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации, а также …
    • 4.Петродворцовый районный суд (Город Санкт-Петербург) – Гражданские и административные …объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. Исходя из положений ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного …
    • 5.Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) – Гражданские и административные …150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе в соответствии с положениями п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним …
    • 6.Темрюкский районный суд (Краснодарский край) – Гражданские и административные …связанного с необходимостью оформления земельно-правовой документации, а также освоения бюджетных денежных средств, во внесудебном порядке не представляются возможными.В соответствии с пунктом 4 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 данной статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, …
    • 7.Новосергиевский районный суд (Оренбургская область) – Гражданские и административные …соответствии с гражданским законодательством, при этом осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.Согласно пунктам 1, 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного …
    • 8.Ленинский районный суд г.Тюмени (Тюменская область) – Гражданские и административные …требования удовлетворению не подлежат. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В соответствии со статьей 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего …
    • 9.Мясниковский районный суд (Ростовская область) – Гражданские и административные …оборудованы выходами: калитками и воротами (Фото №,3). В-третьих, истец просит предоставить сервитут в объёме, необходимом для проезда автомобиля. В соответствии с пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса, суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены …
    • 10.Крымский районный суд (Краснодарский край) – Гражданские и административные …20509,00 кв.м.В соответствии с п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (…

    Страницы← предыдущаяследующая →

    Источник: https://sudact.ru/practice/servitut/

    Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

    Сервитут может устанавливаться

    Понятие сервитута в современном законодательстве имеет довольно глубокие корни и происходит ещё из классического римского права.

    Однако в области современной правовой системы этот термин немного изменил своё значение. Но смысл его остался прежним — это обременение чужого имущества в целях обеспечения качественного функционирования имущества тех лиц, которые выступают инициаторами обременения.

    Что это такое по отношению к ЗУ?

    Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

    В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

    Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

    • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
    • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
    • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
    • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
    • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
    • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

    Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется?

    Публичный сервитут является одной из наиболее популярных форм установления права использования чужого участка в настоящее время, которое практикуется государством для достижения цели улучшения жизни других владельцев земельных участков.

    Публичным сервитутом принято считать такое обременение земельного участка, инициатором которого выступает государство для того, чтобы владельцы расположенных рядом земельных наделов могли свободно пользоваться своими участками.

    Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

    Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-86-72.
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
    • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

    Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации.

    В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

    В случае установления публичного сервитута, если соблюдены все требования действующего законодательства, для его установления должен быть издан специальный нормативный акт либо федерального, либо регионального значения.

    Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

    Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

    Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление вознаграждения за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-86-72.
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
    • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

    Правовое регулирование

    Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

    1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
    2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
    3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
    4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
    5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).

    Важно! На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (ст. 274—277), а также гл. 5.3 ЗК РФ.

    В каких случаях он может быть прекращен?

    Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.

    Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

    Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.

    Сервитут может быть снят:

    1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
    2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
    3. Уничтожение участка физически.
    4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
    5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
    6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

    На нашем сайте есть информация и о других сервитутах, их видах:

    • Личный, городской, на проезд и проход к участку, лесной, частный.
    • Разница между постоянным и срочным.
    • Кем устанавливается частный?
    • Отличия публичного от частного.

    Цели

    В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

    • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
    • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
    • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
    • забор водных ресурсов из водоемов;
    • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
    • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
    • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).

    Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

    • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
    • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
    • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
    • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
    • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.

    Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно тут.

    Цель установления

    Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

    Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

    Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

    В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

    • потребность выхода на проезжую часть;
    • проход к водным ресурсам;
    • проход к собственному дому через участок соседей;
    • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
    • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
    • проведение коммуникаций через участок соседей;
    • аналогичные причины.

    Право бессрочного пользования или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

    Может ли ПС быть установлен на частной земле и на каких основаниях?

    В п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю. Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

    Так, согласно п. 5 той же статьи нельзя устанавливать публичный сервитут (в целях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39.37) в отношении участков граждан, предназначенных для ИЖС, создания огорода, ведения домашнего хозяйства, садоводства. Исключением из данного правила может быть:

    • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
    • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
    • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

    В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

    • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
    • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
    • строительство автомобильной дороги;
    • выпас скота иные случаи.

    Органы, принимающие решение о проведении процедуры

    В зависимости от места вашего проживания, а также от самого земельного надела, зависит и орган, который будет принимать решение о возможности или невозможности установки публичного сервитута.

    Чаще всего документ подается в органы местного самоуправления, где бумаги будут рассматриваться специально созданной комиссией.
    Например, возьмём Пензенскую область.

    Документы, которые позволяют получить разрешение об установлении сервитута будет выдавать местное правительство. А значит, рассматривать обращение будут органы местного самоуправления.

    Тоже самое касается и других субъектов Российской Федерации.

    Важно! Если речь идёт о более маленьком объекте или населенном пункте, то в таком случае нужно ехать в местную администрацию с целью получить разрешение или направление в областной орган власти для того, чтобы обращение была рассмотрено.

    Границы зон действия

    Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

    Источник: https://advokatymurmanska.ru/zhile/publichnyj-servitut-ustanavlivaetsya.html

    Что означает установление сервитута на земельный участок?

    Сервитут может устанавливаться

    Земельный сервитут относится к ограниченным вещным правам. Владелец сервитута вправе пользоваться земельным участком, находящимся в собственности другого лица, в пределах, необходимых для решения жизненно важных вопросов.

    Эта возможность предоставляется на бесплатной или возмездной основе. К обязанностям хозяина земли в данной ситуации относится предоставление права беспрепятственного пользования участком.

    Что такое сервитут земли

    Сущность понятия сервитут исходит из необходимости использования надела земли, принадлежащего на праве собственности другому лицу.

    Установление и порядок регулирования сервитутов регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Применение сервитута необходимо его владельцу для решения значимых хозяйственных вопросов (проход или проезд через участок, получение возможности прокладки инженерных коммуникаций, необходимость доступа к водным объектам и т. д.).

    Порядок установления обременения на землю может быть принят добровольно, на основании договоренностей между инициатором установления сервитута и хозяином участка. Если подобное соглашение с владельцем было достигнуто, то оформляйте это решение договором, чтобы обезопасить себя в дальнейшем.

    В отдельных случаях земля, на которую необходимо наложить обременение, находится в собственности государства. При таких обстоятельствах, предоставления сервитута будет зависеть от решения уполномоченного органа власти.

    При возникновении необходимости использования чужой территории, первоначально попытайтесь прийти к согласию с владельцем этой земли. Если собственник разрешит наложить обременение на участок земли, то оформляйте двустороннее соглашение, подтверждающее этот факт.

    Однако следует учитывать, что использование чужой территории может причинить неудобства хозяину земли, поэтому собственники имущества зачастую не дают разрешения на сервитут. Если возникшие хозяйственные проблемы нельзя решить без добровольного обременения чужой собственности, обращайтесь в судебные органы.

    При весомой доказательственной базе (наличие справок о необходимости установки коммуникаций через территорию соседа, отсутствие возможности проезда и т. д.) суд выносит постановление о предоставлении сервитута. Данные обстоятельства регулируется положениями статьи 275 Гражданского кодекса РФ.

    Если обстоятельства носят длящийся характер (долгосрочные), то в ходатайстве, кроме необходимости обременения чужой территории укажите и просьбу о возможности пользоваться сервитутом пожизненно.

    При положительном решении судебных органов обременение на землю будет распространяться и в случае продажи или аренды участка.

    Для оформления добровольного соглашения об ограниченном пользовании землей, приготовьте следующие документы:

    • договор о порядке использования, с указанием целей и срока сервитута;
    • документ об оплате государственной пошлины;
    • документация на земельный участок (свидетельство о собственности, кадастровый паспорт и т. д.).

    В дальнейшем, имеющиеся документы вместе с заявлениями обеих сторон сделки, подаются в службу Росреестра для регистрации обременения на участок и внесения соответствующих записей в ЕГРН.

    Согласно требованиям гражданского законодательства, все сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации. Установление обременений также должно пройти официальную процедуру узаконивания.

    Подача всех необходимых документов в уполномоченный орган возможна одним из участников договора (собственником земли или лицом, претендующим на установление ограничений на участок), главное иметь на руках подписанный обеими сторонами договор о сервитуте.

    Официальное действие сервитута начинается с момента государственной регистрации. На практике же этот вопрос стороны вправе решить самостоятельно, предоставление участка в пользование может произойти раньше.

    Согласно положениям земельного законодательства, сервитуты подразделяются по видам:

    • сервитуты частного характера;
    • публичные сервитуты.

    Сервитут, установленный в интересах частного лица, регламентируется договором, заключенным между хозяином участка и гражданином, нуждающимся в использовании чужой территории в личных целях. При отсутствии взаимопонимания сторон, решение о наложении обременения применяется в рамках судебного спора.

    Сервитут публичного характера определяется для удовлетворения потребностей большой группы людей (муниципального образования).

    Для его установления требуется издание нормативного акта государственного органа. Для инициирования выделения публичных сервитутов созываются общественные слушания.

    Сервитут частного характера устанавливается на основании следующих документов:

    • договор о предоставлении права ограниченного пользования участком (укажите причины необходимости установления сервитута, характеристики участка, срок пользования и наличие или отсутствие платы за сервитут);
    • судебный акт (в случае, когда инициатору установления сервитута не удалось достичь согласия с собственником имущества).

    При судебном рассмотрении дела об установлении обременения на участок, подтвердите досудебный порядок урегулирования конфликта.

    Заблаговременно официально направьте или вручите обращение о необходимости выделения сервитута собственнику имущества.

    Если в течение 30 дней владелец участка не предоставит вам разрешение на использование своей земли, обращайтесь с ходатайством в судебные органы.

    Основания определения сервитутов в целях удовлетворения общественных интересов установлены 23 главой Земельного кодекса. В любом случае, подобные обременения устанавливаются на основании нормативного документа органа власти. Зачастую инициатором определения данных ограничений выступает местная администрация.

    Срок действия сервитута на земельный участок

    Законодательством предусмотрено установление как срочных сервитутов, так и обременений, наложенных в бессрочном порядке.

    Если сервитут накладывается в целях получения возможности проведения каких-либо работ (прокладки коммуникаций, провоза материалов для строительства дома) или ведения сельского хозяйства (выгона скота, доступа к водным объектам и т. д.), то укажите в договоре срок, необходимый для решения данных вопросов.

    В отельных случаях, кроме срока действия договора, участники сделки указывают в документе событие, послужившее наложению обременения. Кроме того, детально распишите порядок использования земли (режим проведения работ на участке, способ использования участка, площадь, занимаемая сервитутом).

    Сервитут считается прекращенным при наличии следующих оснований:

    • по договоренности сторон (оформляйте дополнительным соглашением к договору);
    • когда обстоятельства, послужившие причиной наложения обременений, исчезли;
    • по требованию собственника имущества (если наложение ограничений не позволяет владельцу земли полноценно ее использовать).

    Для прекращения действия сервитута обращайтесь с заявлением в орган регистрации. Земельный участок будет считаться свободным от обременений с момента внесения отметки о данном факте в ЕГРН.

    Плата за сервитут на земельный участок

    В рамках гражданского законодательства собственник имущества вправе потребовать соразмерную плату за использование земельного надела (статья 274 Гражданского кодекса). Также владелец участка может предоставить сервитут на безвозмездной основе.

    Источник: https://gbu-tn.ru/moshennichestvo-i-obman/chto-oznachaet-ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok.html

    Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут

    Сервитут может устанавливаться

    Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

    При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут.

    Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

    Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

    1) прохода или проезда через земельный участок;

    2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

    3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

    4) проведения дренажных работ на земельном участке;

    5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

    9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

    10) свободного доступа к прибрежной полосе.

    В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

    В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

    1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

    2. устанавливается нормативно правовым актом;

    3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

     Зачем нужен публичный сервитут?

    Публичный сервитут устанавливается:

    1. одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);

    2. после момента предоставления участка в собственность

     Как установить публичный сервитут?

    Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

    1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

    2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

    3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

    4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

    5. Государственная регистрация публичного сервитута.

    Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

    I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута

    Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

    Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

    Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения.

    Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г.

    этот запрет признан неконституционным “в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов”.

    Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

    Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

    Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

    Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут.

    Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

    Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

    Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

    Источник: http://juryev.ru/grazhdanskoe-pravo/191-publichnyi-servitut

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.