Сервитут между юридическими лицами

Содержание

Договор сервитута в 2020 году – что это такое, образец земельного участка, между юридическими лицами

Сервитут между юридическими лицами

Земельное право достаточно сложно и достаточно часто возникают спорные моменты как раз из-за различных юридических моментов.

Оптимальное решение во всех случаях когда осуществляет взаимодействие рассматриваемым способом – это оформление специального договора.

Сегодня существует достаточно много различных типов договоров. Одним из наиболее часто используемых является как раз соглашение сервитута.

Используется он в случае, когда требуется ограниченное использование чужой собственности – земельного участка. Таковой момент нужно будет предварительно разобрать.

Знание нормативного законодательства позволит решить многие трудности ещё на стадии их возникновения.

Юридическая грамотность позволит самому осуществлять контроль за соблюдением собственных прав.

Основные сведения

Использование чужого земельного участка, например соседнего, собственником которого может являться другое физическое или же юридическое лицо, возможно лишь в определенных случаях.

Как правило заключается договор аренды. Но нередко использование в полном объеме ресурсов участка попросту и не требуется.

Например, необходима территория на проезд либо на размещение каких-либо инженерных коммуникаций.

Формировать договор аренды в таком случае далеко не всегда возможно и вообще удобно. Именно поэтому решением зачастую является оформление договора сервитута.

Он включает в себя информацию об установлении временного пользования части участка или же его всего в определенных рамках.

Сервитут подразумевает именно временное использование. Наличие данного соглашения предполагает обременение.

Что это такое

Договор сервитута – это специальное соглашение, имеющее множество сходств с договором аренды. Но при этом существенно менее обширное.

Позволяет данный документ одновременно решить целый перечень разных задач. В ряде ситуаций необходимо составление дополнительной документации к подобного рода соглашению. Например, это может быть поручительство к договору сервитута.

Соглашение сторон по поводу использования недвижимости рассматриваемым образом должно характеризоваться следующими моментами:

  • обозначенные пункты не нарушают законодательство РФ;
  • ущемление сторон соглашения не происходит;
  • сам договор полностью составлен в соответствии с базовыми положениями ГК РФ о сервитуте.

При отсутствии опыта составления этого типа документации нужно будет обратиться к квалифицированному юристу.

Только так можно не допустить типичных ошибок, которые как правило имеют место при оформлении договора данного типа. Также стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами, особенностоями.

Назначение соглашения

Само соглашение может заключаться самыми разными субъектами. Например, коммерческими структурами или же государством, физическими лицами.

Содержимое самого соглашения напрямую зависит от сторон, которые принимают участие в составлении, а также от целого ряда иных моментов.

Заключение рынком договора сервитута с магазинами либо иные отношения всегда регулируются законодательно. Таковой момент лучше всего проработать заранее.

Основные задачи, которые возможно решить при помощи данного типа соглашения:

  • регулирование использование земельного участка;
  • защита собственных прав, интересов в суде, в правовом поле;
  • обозначение режима использования недвижимости;
  • государственный учет самих взаимоотношений подобного типа.

Важным нюансом подобного договора является как раз необходимость регистрации такового. Именно по этой причине очень важно пристально следить за правильностью составления.

Так как при наличии ошибок договор сервитута будет попросту невозможно зарегистрировать. Потому при отсутствии опыта стоит попросту обратиться к хорошему юристу.

Также наличие ошибок может стать причиной проблемных ситуаций уже непосредственно в судебных органах – если возникнет необходимость обращаться в суд с иском.

Но по возможности стоит избегать подобных ситуаций. И решать все возникающие вопросы именно в досудебном порядке.

Так как судебные разбирательства занимают много времени, требуют финансовых затрат на законного представителя.

Без которого не обойтись, так как самостоятельно заниматься юридической практикой без опыта проблематично.

Правовая база

Все тонкости и нюансы составления договора рассматриваемого типа отражаются в законодательстве.

Основным нормативным документом, который определяет все моменты, является как раз Гражданский кодекс РФ. Гл.№17 регулирует право собственности, а также другие права на землю.

Именно в этом нормативно-правовом документе имеет место отражение всей информации касательно формирования документации.

Основными статьями, с которыми нужно будет в первую очередь ознакомиться, являются следующие:

Ст.№274Право, подразумевающее ограниченное использование земельного участка (сервитута)
Ст.№275Как сохраняется сервитут при переходе прав собственности на конкретный земельный участок
Ст.№276Режим прекращения использования сервитута
Ст.№277Данный раздел освещает то, как именно осуществляется обременение сервитутом зданий и сооружений

Именно в рамках обозначенных выше разделов и осуществляется процесс составления договора сервитута. Важно отметить, что формат соглашения является стандартным.

Стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями. Соответственно, все остальные статьи, присутствующие в данной главе, также имеют важное значение.

И обязательно должны соблюдаться. В противном случае не составит признать соглашение ничтожным.

Участникам соглашения перед подписанием очень важно заранее ознакомиться со всеми нюансами и тонкостями соглашения.

А также изучить все базовые статьи ГК РФ, в которых затрагивается вопрос сервитута. По большей части различные сложные, проблемные моменты имеют место в силу юридической неграмотности самих сторон.

Предварительная теоретическая подготовка позволит не допустить судебного разбирательства.

Особенности договора о заключении сервитута

Соглашение сервитута позволяет решать самые разные задачи. Важно заметить, что процесс оформления как правило не доставляет больших сложностей.

Как и процедура регистрации. Которая выполнена должна быть обязательно. Но даже в случае составления соглашения привлеченным для этого юристом необходимо будет самостоятельно подготовиться.

К основным вопросам, разобрать которые нужно заранее, относится следующее:

  • существенные условия;
  • содержание документа;
  • нужно ли регистрировать;
  • первичные документы;
  • между юридическими лицами;
  • как выглядит образец соглашения на земельный участок;
  • срок действия.

Существенные условия

Как и во многих других случаях данное соглашение жестко не регламентировано законодательством. Не установлен его формат.

Но при этом необходимо отметить, что существуют условия, присутствовать которые должны обязательно. Таковые обозначаются как «существенные».

К ним относятся в первую очередь следующие:

  • указывается кадастровый номер участка;
  • обозначается учетный номер земли, на которой будет находиться обременение;
  • прописываются сведения об обременении – обязательно прописываются:
  1. Размеры участка.
  2. Месторасположение.
  3. Перечень выполняемых мероприятий.
  • полные, подробные наименования о сторонах соглашения;
  • определение цели, даты и оснований оформления обременения;
  • временные рамки действия обременения – если таковое вообще носит бессрочный характер;
  • указывается размер компенсационной оплаты – если соглашение этого типа является возмездным;
  • перечень прав, обязанностей.

документа

Лучшее решение при отсутствии опыта составления – это воспользоваться составленным ранее образцом как примером.

В состав такового документа нужно будет внести следующее:

  • наименование документа, место, дата составления;
  • предмет соглашения;
  • порядок использования;
  • права и обязанности сторон;
  • заключительные условия;
  • адреса и реквизиты сторон.

Нужно ли регистрировать

После составления договор обязательно должен быть зарегистрирован в отделении Росреестра. Выполнение этого условия строго обязательно. В противном случае соглашение попросту не будет иметь никакой силы.

Первичные документы

Обязательно понадобиться подготовить ряд документов для сервитута:

  • заявление на установление;
  • кадастровые документы с внесением зон ограничения прав;
  • для физических лиц – паспорта;
  • подтверждение права собственности на землю;
  • квитанция на оплату пошлины.

Между юридическими лицами

При составлении между юридическими лицами необходимы документы учредительного характера. В первую очередь это – устав, а также некоторые иные дополнительные.

: формирование сервитута. Последовательность

Как выглядит образец соглашения на земельный участок

При отсутствии опыта составления документации этого типа нужно ознакомиться с образцом. Образец договора сервитута на земельный участок можно скачать здесь.

Срок действия

Данный договор может действовать разный период времени. На этом основании возможно будет разделить соглашения на категории:

КраткосрочныеЕсли действуют менее 12 месяцев
ДолгосрочныеЕсли действуют более 12 месяцев подряд

Сегодня существует много разных нюансов и тонкостей, непосредственно связанных с оформлением договора данного вида.

Потому необходимо ознакомиться со всеми ними – только так можно будет не допустить проблем при оформлении. Которые зачастую имеют место в случае банальной неграмотности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://yurday.ru/dogovor-servituta/

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и оплата в 2020 году

Сервитут между юридическими лицами

За последние двадцать лет появления и существования в России полного права владения и собственности на земельные участки наработана обширная законодательная база и юридическая практика. Она касается практически всех вопросов землевладения и землепользования, как частными лицами, так и корпоративными, собственниками в виде государственных муниципальных органов.

Особый интерес представляет система отношений, при которых могут нарушаться или ограничиваться права собственника недвижимости, или земельных владений, имеющий специфическую форму — называемую сервитутом.

В этой статье будет раскрыто понятие земельного сервитута, какие имеются его виды, для чего он предназначен. А также рассмотрены некоторые практические аспекты работы с этим правовым статусом земельного участка.

Что это такое и условия возникновения

Юридическое понятие «сервитут» имеет свое происхождение еще со времен возникновения римского права, когда устанавливались первые правила того, какие ограничения имеет собственник земельного надела (латифундии).

В те времена вопрос регулирования отношений земельной собственности сводился к таким формам как, например, право прохода через частные угодья или перемещения стада домашних животных, прокладка водных коммуникаций в римских городах через землевладения, принадлежащие нескольким собственникам.

В современном понимании тема ограничение законного права владельца или сервитут вызвано типичными проблемами городской застройки, такие как:

  • использование земельных участков в условиях ограниченного городского пространства, особенно при массовой точечной застройке жилых микрорайонов, где пересекаются интересы многих собственников;
  • вопросы, связанные с расширением городских коммуникаций, прокладки инженерных сетей, когда затрагиваются права многих собственников земельных участков;
  • вопросы коммерческого использования земельных участков связанные с размещением рекламы, проведения публичных мероприятий.

Если же говорить о формальной трактовке понятия «сервитут», то она наиболее полно раскрыта в определении, данном в ГК РФ (17 я глава).

Сервитут – это возможность неограниченного круга физических или юридических лиц иметь доступ на  объекты недвижимости включая участки земли на основании взаимных договоренностей,  законодательными актами органов власти или по решению арбитража.

Чтобы  было до конца понятно, в каких именно случаях применяются эти правовые нормы, следует привести некоторые случаи из практики.

  1. Пример 1. В обществе садоводов расположен естественный водный объект – река, из которого осуществляется водопользование владельцами земельных угодий для их полива.

    Проход к этому водоему может быть осуществлен только через границы землепользования нескольких владельцев. В данном случае на владельцев таких участков может быть возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного прохода к реке другими пользователями.

  2. Пример 2. При строительстве коттеджного поселка возникла необходимость проложить водопровод на соседнюю улицу. Однако рельеф местности позволяет произвести такие работы только через территорию другого собственника. В этом случае также может быть реализована схема наложения статуса сервитута на конкретный земельный надел, его собственника.

Как видно из приведенных примеров, подобные прецеденты могут возникнуть в любом месте, что особенно типично для тех районов, где ведется интенсивно строительство новых автомагистралей, мостов или расширение городских (поселковых) территорий за пределы «красной линии».

Основные виды и их особенности

Законодательными уложениями Российской Федерации, посвященным вопросам землепользования, определены два основных вида сервитута. Также законодателями определяются — размеры, сроки и виды ограничений на безусловный приоритет частного землевладения.

  • Публичный. Это вид ограничения землепользование, которое имеет в своей основе законодательное установление (правовой акт) органа исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня. Как правило, публичный сервитут строится на основе платности за возникшие нарушения собственника землевладения.Плата за такой вид сервитута установлена из нормативов компенсации, например, при изъятии или ограничения правомерного использования, связанная с государственными или муниципальными нуждами. Также устанавливаются нормы, когда собственнику выплачивается периодическая компенсация за наложение статуса сервитута на его земельный участок.
  • Частный (ЧС). Это система договорных отношений между частными собственниками земельных активов о наложении ограничения на возможность пользования объектом, установление за это компенсации. ЧС устанавливается на основе двухсторонних (или многосторонних) частных соглашений (соглашение о сервитуте). В случае отсутствия договоренности, такие споры решаются в судебном порядке.

В обоих случаях, законодательством установлены основные сферы применения правоприменительных норм, оговоренных в части 1 статьи 274 ГК РФ, где сервитутное право применяется в случаях:

  1. Реализация права свободного транзита через земельные угодья (участки).
  2. Реализация права использования земельного актива для прокладки строительных и сетевых коммуникаций.
  3. Установления ограниченного землепользования владельцем для целей водоснабжения, мелиоративных работ, водостока, доступ к рекреационным местам отдыха (пляжи, морское побережье).
  4. размещение на территориях специальных объектов связи или геодезических сооружений (вышек, знаков).
  5. Временный доступ для производства исследовательских работ, геологоразведки.
  6. Использование землевладений принадлежащих собственникам для общественного пользования в виде охоты, рыболовства, сбора лесных плодов, грибов, пчеловодства.

Пример расположения сервитута

Здесь надо особенно отметить, что хоть законодательными актами (ГК РФ, Земельным Кодексом, Лесным и Водным Кодексами) достаточно точно установлены форматы применения сервитута, все же, исходя из существующей юридической практики, конкретные условия, права, и материальные компенсации должны устанавливаться отдельным  соглашением между всеми заинтересованными сторонами.

Различие между публичным и частным видом

Для того, чтобы четко понимать, в каких случаях применяется публичный, а в каких частный, следует привести основные различия между этими правовыми формами установления ограничения  использования земельных активов и территорий.

  1. Различие первое. Публичный сервитут — это отношения между публичными органами власти (федеральной, региональной или муниципальной) и частным собственником земельного участка. Как правило, такие отношения возникают при реализации федеральных или местных программ застройки, прокладки коммуникаций.

  2. Различие второе. По смыслу законодательства РФ, публичный сервитут носит обязательный характер. Изъятие части земельного участки или ограничения прав его владельца может происходить вообще без всякой компенсации, например, при возникновении необходимости связанной с обороной, предотвращением стихийных бедствий или террористической деятельности.

    Такими правами обладают многие силовые ведомства РФ, которые могут наложить сервитут на любой земельный участок, без всякой компенсации владельцу.

  3. Различие третье. Публичный и частный сервитут имеют в своей основе различную правовую базу и схему реализации юридических процедур. При публичном используется публичная правовая база — постановления правительства, решения городской думы или правовой акт, подписанный главой администрации города.

    В частном сервитуте — все отношения устанавливаются и регламентируются только на основе двухсторонних соглашений или с участием арбитра, т.е. судебного органа власти.

Также следует добавить, что различие может проявляться и в том, что в некоторых случаях публичный сервитут может носить чисто уведомительный характер для землевладельца, когда принимается решение (органами власти) в одностороннем порядке.

В частном такое практически невозможно, так как имеется правовое равноправие всех заинтересованных сторон – собственников, в независимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.

Соглашение об установлении сервитута

Для заключения договора об установлении каких — либо условий на пользование, владение или распоряжение земельным наделом, активом или территорией, находящегося в частной собственности, имеется два основных варианта.

  • Вариант первый. При реализации публичного сервитута основным правоустанавливающим актом является постановление местного (публичного) органа власти о том, что, например, на земельной территории, принадлежащей гражданину, будет производиться прокладка электрического кабеля.Это постановление является обязательным и собственнику придется либо добровольно принять положения о сервитуте, либо оспаривать его в суде. Орган власти, заинтересованный в реализации своих интересов, может по своей инициативе предложить компенсацию за пользование сервитутом, для чего может быть собственнику предложено подписать Договор о сервитуте.
  • Второй вариант – это частный сервитут. Для оформления договора частного сервитута, должно быть выполнено несколько последовательных процедур:
    • заинтересованное лицо или его агент должен направить соответствующее обращение владельцу участка. Это делается в письменной форме, непосредственно собственнику, либо его представителю;
    • если стороны пришли к соглашению, определили для себя все условия договора, размер и порядок оплаты, то подписывается Соглашение или Договор сервитута (образец прилагается);
    • поскольку данное соглашение о сервитуте имеет правоустанавливающий характер, то он, как и любой другой договор подобного типа (купли — продажи), подлежит обязательной регистрации в территориальных подразделениях Росреестра.
    • по истечении 21 дня, со дня подачи Соглашения о сервитуте, производится его регистрация и занесение в федеральный реестр. С этого момента договор или соглашение о сервитуте вступает в законную силу.

Образец договора о сервитуте земельного участкаСкачать форму соглашения сервитута земельного участка в формате .doc.

Что касается вопроса того, как это осуществить на практике, то обычно в таких целях разумным подходом будет воспользоваться услугами профессиональных адвокатов, либо специалистов (риэлторов), специализирующихся по земельным вопросам (это не всегда агентство недвижимости в обычном понимании).

Определение платы

При заключении договора по сервитуту на земельное владение, очень много вопросов возникает при установлении размера платы в качестве компенсации.

Обычно при установлении платы принимаются в расчет следующие факторы:

  • компенсация за упущенную выгоду, в том числе и коммерческую, если, например, земельный участок использовался для ведения фермерского хозяйства;
  • оплата за нарушение экологических условий владений;
  • компенсация за ликвидацию каких-либо объектов, находящихся на земельной территории, подпадающей под договор сервитута;
  • часть доходов получаемых пользователем земельного участка и отчисляемых собственнику, например, часть прибыли от размещения рекламного щита на участке владельца.

В каждом отдельном случае заключения Договора о сервитуте все эти моменты должны быть тщательно просчитаны и иметь документальное подтверждение, что в частности требует привлечение экспертов — независимых оценщиков, страховщиков, аудиторов.

В заключение остается добавить, что правовой институт сервитута земельных участков в России не имеет пока устоявшейся практики применения. В большинстве случаев такие земельные споры решаются в судебном порядке, что накладывает дополнительные расходы, как на собственника, так и на тех, кто желает воспользоваться своим правом сервитута.

Нефедова Анна Олеговна.

Юрист гражданско-правововой специализации. Работает в Кинельском районном суде Самарской области – секретарь судебного заседания.

Ознакомившись с представленной публикацией, считаю необходимым включить в неё дополнительные пункты, при которых устанавливаются обременения:

  • с целью изъятия водных ресурсов;
  • для прогона сельскохозяйственного скота через земельный участок;
  • в случаях сенокоса, а также выпаса сельскохозяйственного скота в установленном порядке на земельных участках.

Касательно различий между ограничениями, считаю нелишним добавить некоторые отличительные особенности, не указанные в публикации, а именно:

  • публичный сервитут накладывается в отношении неустановленного круга лиц, частный, напротив, затрагивает полномочия определенных правообладателей;
  • публичное обременение носит безвозмездный характер, за исключением условий, предусмотренных п. 7 ст. 23 ЗК РФ, кроме того, правообладатель имеет право на получение компенсации при отчуждении недвижимого имущества либо предоставление нового участка при отсутствии возможности использовать прежний участок. Частный сервитут всегда носит возмездный характер.
  • правообладатель земли вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить публичный сервитут; при частном обременении, для установки сервитута в суд подает заявление лицо, желающее установить сервитут.

В публикации не сказано про сроки. Временный сервитут вводится на срок, прописанный в акте государственного органа или в соглашении между собственниками. Бессрочный сервитут является постоянным с момента регистрации в Управлении Росреестра.

Также, хотелось бы упомянуть про условия, при которых прекращается сервитут. Гражданское право указывает на следующие способы:

  1. В случае изменения оснований, послужившие установлению ограничений прав собственника. В этом случае издается соответствующий акт об отмене обременений.
  2. Вследствие невозможности использовать недвижимое имущество по целевому назначению. Собственник участка вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении сервитута.

Источник: https://OPrave.com/nedvizhimost/uchastok/servitut.html

Что такое сервитут земельного участка в России

Сервитут между юридическими лицами

Сервитут — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных интересах.

Начнем с объяснения, что такое сервитут земельного участка, простым языком. Представьте: в садоводстве, где все земли давно размежеваны, зарегистрированы и имеют своих собственников, возникает необходимость дать доступ пожарным машинам к пожарному водоему.

И оказывается, что сделать это можно не иначе, как через чей-то огород.

Или предприимчивые бизнесмены, взяв в аренду у муниципальных властей землю у водоема, перекрывают к нему проход, тем самым нарушая условия сервитута, а вместе с тем право граждан на беспрепятственный проход к водоему.

Далее разберемся, каковы условия передачи собственности в пользование, в каких случаях это делается добровольно, а когда — принудительно, в том числе через суд.

Сервитут на земельный участок: что это такое с юридической точки зрения

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Виды сервитута

Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на публичный и частный сервитут на земельные участки. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:

  • прокладки коммуникаций;
  • доступа к своему дому и т. д.

Публичный сервитут на земельный участок — это решение органов власти использовать часть чужой собственности на благо общества. Например, для:

  • создания транспортной доступности;
  • геодезических изысканий;
  • мелиорационных работ;
  • доступности прибрежной территории;
  • использования земель и лесополос для охоты, рыбалки;
  • размещения межевых знаков и др. (ст. 23 ЗК РФ).

Сервитуты бывают срочными или бессрочными. В первом случае указывается время применения такого ограничения, а во втором временной интервал отсутствует.

Их делят и по регулирующему законодательству:

  • гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).

Как устанавливается, оплачивается и прекращается частный или публичный сервитут

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц.

Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе).

При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), подают такие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей).

Соблюдение всех требований действующих законов обязательно, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец вправе через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок назначется соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст.

23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования.

При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. В качестве основания такого иска часто выступает существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика

К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подают иск в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора рекомендуется использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

Выносит решение суд с учетом следующих моментов:

  • позиций истца и ответчика;
  • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
  • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
  • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
  • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).

Скачать образец соглашения о сервитуте земельного участка

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/servitut

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком

Сервитут между юридическими лицами

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по получению права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута) в судебном и внесудебном порядке, а также по снятию сервитутных ограничений с земельного участка.

Также готовы представлять интересы как собственников недвижимости, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей).

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем:

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления сервитута (в досудебном и судебном порядке), организацию кадастровых работ и экспертиз для установления сервитута;
  • регистрацию сервитутов в Росреестре;
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется сервитутом;
  • обоснование размера платы за сервитут или её оспаривание
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением сервитутов.

Сервитут представляет собой право пользования чужим земельным участком или, реже, иным объектом недвижимости, для обслуживания соседних участков, зданий или сооружений.

При этом объект, обременяемый сервитутом, остаётся у его владельца (собственника или арендатора), а обладатель сервитута имеет возможность использовать обременённый им объект строго для конкретной цели и в установленном условиями предоставления сервитута порядке.

Различаются частный и публичный сервитут.

Так частный сервитут устанавливается в интересах владельца конкретного участка или иного объекта недвижимости. Данный вид сервитута устанавливается либо по соглашению сторон, либо судом в порядке искового производства. Решения органов власти для установления такого сервитута не требуется.

Тогда как публичный сервитут устанавливается в пользу неопределённого круга лиц, в том числе для размещения инженерных коммуникаций иных объектов инфраструктуры. Соответственно и накладывается данный сервитут решением уполномоченного государственного или муниципального органа.

Основания установления частного сервитута

Частный сервитут устанавливается в интересах владельца смежного объекта недвижимости. Например, достаточно часто проход и проезд к конкретному земельному участку можно обеспечить только через соседний (чужой) земельный участок.

Кроме того, за счет соседнего земельного участка зачастую требуется подвести различные инженерные коммуникации (электричество, газ и др.), обеспечить водоснабжения и мелиорацию.

Существуют и иные нужды правообладателя земельного участка и иного недвижимого имущества, которые он не может обеспечить без использования соседнего земельного участка или капитального объекта (конкретный перечень нормативно не установлен).

В ряде случаев сервитуты устанавливаются с аналогичными целями в отношении помещений в нежилом здании в интересах собственников смежных помещений. Хотя чаще данный вопрос целесообразно разрешать путём признания помещений общего пользования (коридоров, лестничных клеток и т.д.) общим имуществом собственников нежилого здания.

При этом собственник недвижимости, требующий установления сервитута, должен доказать, что не имеет возможность обеспечить свои нужды без использования смежного участка. Например, для установления сервитута проезда потребуется доказать, что участок не имеет границ с землями общего пользования либо по иным причинам нельзя обеспечить заезд на него от существующей улично-дорожной сети.

Условия частного сервитута

Принципиально значимыми условиями сервитута являются:

  • зона действия сервитута (часть участка или здания, на которую он распространятся);
  • цель предоставления сервитута, возможный объём и порядок его реализации;
  • плата за сервитут;
  • распределение обязанностей и расходов по строительным и иным работам, требующимся для реализации сервитута.

Так сервитут, как правило, распространяется на часть земельного участка или здания. Причём координаты такой части вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В том числе устанавливаются конкретные маршруты прохода и проезда, полосы для прокладки коммуникации и т.д.

Данный вопрос нередко становится предметом споров, так лицу, требующему установления сервитута, интересен наиболее удобный для него маршрут, а собственнику участка – наименее обременительный для себя.

При установлении сервитута соглашением сторон или решением суда определятся конкретный порядок его реализации. Так в случае сервитута для прохода и проезда – возможное количество транспортных средств различных категорий и т.д.

Например, при проезде через охраняемую территорию может предусматриваться возможность проезда только в рабочее время, необходимость заблаговременного оформления пропусков и т.д.

И в ряде случаев такие условия могут как сделать сервитут практически бесполезным для обладателя, так и привести к невозможности нормального использования обременяемого участка.

При необходимости для реализации сервитута строительных работ (прокладки дорог, коммуникации и т.д.

) определяется порядок и срок выполнения данных работ, распределение связанных с ними обязательств, специальный порядок внесения платы в период строительства и т.д.

Так поскольку во время строительства владельцу обременённого участка причиняются существенно большие неудобства, чем при дальнейшей реализации сервитута, в его интересах либо минимизировать срок работ, либо поучать повышенную плату в период их проведения.

Частный сервитут, как правило, является платным. При этом отсутствует единая методика расчёта платы за сервитут (за исключением государственных и муниципальных земель).

В связи с чем размер такой платы, при отсутствии соглашения сторон, определяется судом по результатам оценочной экспертизы. Либо на основании досудебного заключения оценщика, если оно не оспаривается другой стороной спора.

И в зависимости от применяемых экспертами методик оценки размер платы в схожих условиях может различаться на порядок.

При этом плата может устанавливаться как фиксированной за определённый период времени, так и в зависимости от интенсивности использования сервитута.

Отдельно может определяться распределение расходов на строительные работы, необходимые для реализации сервитута, устанавливаться особый порядок расчёта платы на период таких работ.

Частный сервитут может устанавливаться как бессрочно, на определённый срок. При этом исходя из существа задач, для которых он требуется, более характерен именно бессрочный.

В отношении участка из земель государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду, срок сервитута устанавливается не более срока аренды. Бессрочный сервитут (либо срочный сервитут до истечения его срока) может быть прекращен:

  • по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута по требованию любого из собственников вещей, связанных сервитутом;
  • если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, по требованию его собственника.

Порядок установления сервитута

Сервитут подлежит регистрации в едином государственном реестре недвижимости на основании заявления сторон соглашения (при добровольном установлении) или судебного решения.

Требуется проведение кадастровых работ для определения зоны действия сервитута. Далее результат кадастровых работ (межевой план) вместе с соглашением или судебным актом предоставляется в Росреестр.

Судебные споры о сервитуте

На практике установление сервитута в отношении соседнего земельного участка (объекта недвижимости) является сложным организационно-правовым процессом.

Случаи, когда собственник соседнего земельного участка согласен обременить себя обязательством допускать передвижение или прокладку коммуникаций по своему участку, являются относительно редкими в общей массе ситуаций, когда данные меры являются необходимыми. То же самое может быть сказано о прекращении сервитутов.

При этом для установления сервитута как правило требуется провести как землеустроительную экспертизу для подтверждения законных оснований установления сервитута и определения его оптимальных границ, так и оценочной – для расчёта платы.

С учётом отсутствия единых методик и устоявшейся практики – нередко назначаются дополнительные и повторные экспертизы, что затягивает рассмотрение спора.

Правовой центр ДВА М имеет наработанные деловые связи с кадастровыми инженерами, оценщиками, экспертами-землеустроителями, что позволяет как подготовить заключения соответствующих специалистов на досудебном этапе, так и предложить наиболее компетентных кандидатов при назначении судебной экспертизы.

При наличии альтернативных вариантов установления сервитута через участки разных собственников решение о том, какой именно участок обременить сервитутом суд принимает также на основании заключения экспертизы исходя из того, какой вариант будет сочтён наименее обременительным.

Нередки случаи, когда собственники земельных участков и объектов капитального строительства злоупотребляют своим правом на установление сервитута в отношении соседних участков. В то числе – в случае конфликта между соседями требуют установления сервитута без законных оснований исключительно с целью причинить соседу вред, снизить рыночную стоимость его участка.

С другой стороны – многие собственники недвижимости возражают против обременения их объектов сервитутом даже при наличии законных оснований и за достойную плату. Как из желания недобросовестно обогатиться за счёт расположения своего участка, так и в случае конфликтных отношений с соседом по иными причинам

Таким образом, приобретение права пользования чужим земельным участком, а также защита прав в отношении недвижимого имущества, которое обременяется сервитутом, требуют квалифицированного юридического сопровождения. Особенно в случае недобросовестного поведения со стороны собственника смежного участка.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по защите прав в сфере земельных отношений, включая представление интересов клиентов при установлении и снятии сервитутов на земельные участки.

Мы подберем правильный и наиболее эффективный способ защиты права и добьемся положительного разрешения спора во внесудебном или судебном порядке.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ -Статьи

Сервитут между юридическими лицами

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ

Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами.

 Для этого пользователям  государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

  • Права постоянного бессрочного пользования;
  • Права пожизненного наследуемого владения;
  • Аренды сроком более, чем на 1 год;
  • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Последствия неуведомления в законе не содержатся.

  1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
  2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
  3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
  4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
  5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
  • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
  • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:

– Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

– Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

– Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

– Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

  • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
  • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка.

Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами.

Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо.

Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

Материал подготовила Татьяна Скворцова.

Источник: https://www.cab74.ru/articles/304/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.