Сервитут это земельный кодекс

Содержание

Глава 5-3 Земельного кодекса РФ: Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Сервитут это земельный кодекс

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящим пунктом или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

2.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4.

Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5.

Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1.

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

2.

Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

3. Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

4.

В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1.

В случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

2.

Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.

3. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

4.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

5.

Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.

6.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

Источник: https://www.taxinspections.ru/legislation/zemelnij-kodeks-rf/zemelnij-kodeks-rf-glava-5-3.html

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Сервитут это земельный кодекс

Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное посредством нормативного правового акта или договора между администрацией города и физическим или юридическим лицом.

Суть изменений

1 сентября 2020 года вступила в силу новая гл. V.7 Земельного кодекса РФ.

Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе принять решение об установлении публичного сервитута (далее – ПС) на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности, аренды, П(Б)П и др. видах права, чтобы разместить:

  • объекты связи, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения;
  • стройматериалы, временные и вспомогательные сооружения, технику для строительства и ремонта дорог;
  • др. основания.

Полный перечень оснований (“отдельных целей”) – ст. 39.37 ЗК РФ.

Кого касаются изменения

По новым правилам ПС могут установить практически на любом земельном участке.

Есть исключения.

Так, публичный сервитут не установят, если из-за него владелец не сможет использовать участок(или) расположенный на нем объект недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием больше года (больше трех месяцев, если участок дачный или предназначен для строительства жилья,ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества). Также отказ в установлении будет получен, если границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей.

Полный перечень оснований для отказа в установлении публичный сервитут приведен в ст. 39.44 ЗК РФ.

Плата за публичный сервитут и возмещение убытков

За пользование участком на условиях публичного сервитута предусмотрена плата. Но, есть несколько важных исключений, они предусмотрены как самим Земельным кодексом РФ, так и законом о введении его в действие.

Размер платы, которая полагается юр. лицам и физлицам, определит оценщик.Отчет оценщика обладатель ПС пришлет вместе с соглашением об установлении публичного сервитута. Правообладатель может оспорить размер платы в суде. Помимо платы за ПС владелец участка может требовать возместить убытки. Срок выполнения этого требования – 30 дней.

Как заключается соглашение о публичном сервитуте

Обладатель ПС пришлет подписанный проект соглашения в двух экземплярах.

Если в течение 30 дней с момента получения соглашение не заключено, а решение об установлении публичного сервитута не обжаловано, обладатель публичного сервитута:

  • вносит плату за публичный сервитут согласно проекту соглашения в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка;
  • вправе начать работы на земельном участке, даже если в суде рассматривается дело о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение.

На сегодняшний день неизменным остается требование о возможности проведения государственной регистрации только

в отношении учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)
части земельногоучастка. Если часть земельного участка не учтена в реестре, то регистрация сервитута в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.

Для осуществления данной процедуры кадастровый инженер подготавливает соответствующий документ – межевой план.
Прежде, чем заказывать у специалистов межевой план , нужно убедиться, что участок земли подходит под предстоящие задачи.

ООО «Мир Кадастра» предлагает свои услуги юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и частным лицам в СПб (ЛО) и МСК (МО).

Наши специалисты готовы в срочном порядке составить межевой план на земельный участок или часть земельного участка.

Стоимость услуг можно уточнить по телефону 8-905-259-67-68. Консультация по вопросам законодательства в сфере регистрации сервитута осуществляется бесплатно.

Возможна ли продажа участка после наложения сервитута

Публичный сервитут не лишает собственника права продать свои владения. Сделать это можно предложив их выкуп стороне, подавшей заявку на наложение обременения, либо любому другому лицу.

В случае продажи участка стороннему лицу, не имеющему никакого отношения к наложению сервитута, собственнику необходимо заранее уведомить его о наличии обременения. Если данный факт будет сокрыт, возможно признание договора купли-продажи недействительным.

Переход права собственности на землю с сервитутом по договору дарения или завещанию, также не исключен. Само по себе, обременение не является преградой для передачи прав на владение участком.

Основания возникновения

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами. Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости пользования участком, с обоснованием причины.

Публичный сервитут возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.

Здесь определяется необходимость пользования на основании:

  • прохода или проезда;
  • проведения коммунальных, электротехнических, инженерных и прочих, действий;
  • размещения межевых и геодезических знаков;
  • проведения дренажных работ;
  • прогона или выпаса животных;
  • сенокоса, охоты или рыболовства;
  • проведения геологоразведочных изысканий.

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Прекращение

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия, установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке, если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу, обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин, в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Границы зон действия

Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта.

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера.

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков, межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке, принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего участка, с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок, в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным.

Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут. Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута. При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями. Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2020 года).

С 1 сентября 2020 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

«Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке».

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.

2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Итоги

Собственнику земельного участка необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения. Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму, гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены.

Образец соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Источник: https://KPPKDirection.ru/drugoe/shema-servituta.html

Сервитут на земельный участок

Сервитут это земельный кодекс


В статье мы рассмотрим основные базовые требования и знания, применимые при установлении сервитута на земельный участок с учетом всех законодательных изменений на 2019 год.

Для более детальной проработки тематики раскроем определение сервитута — это право лиц на ограниченное пользование чужими земельными участками либо землями.

По законодательному видению, в силу пункта 8 статьи 23 ЗК РФ, сервитут должен быть, как можно менее обременительным для использования земельного участка, в отношении которого такой сервитут был установлен.

Очень важно отметить, что при перераспределении, объединении, разделе либо выделе обремененных участков, в отношении образованных участков сервитут сохраняется. Такую позицию законодатель закрепил в пункте 5 статьи 11.

8 ЗК РФ и дополнительно указал, что сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок по общему правилу, закрепив указанную позицию в пункте 1 статьи 275 ГК РФ и ранее упомянутом пункте 6 статьи 23 ЗК РФ.

Законодателем было выделено два вида сервитута частный и публичный.

Так, публичный сервитут обеспечивает интересы населения, органов местного самоуправления и, конечно, государства.

Для примера приведем ситуацию, когда попасть на общественную спортивную площадку возможно только через земельный участок, который принадлежит нам.

При таких обстоятельствах наш участок может быть обременен правом прохода к спортивной площадке, законодатель закрепил в п. 2 ст. 23 ЗК РФ [2, с. 36].

Становится очевидным, чем отличается публичный сервитут от частного, который в свою очередь устанавливается в интересах конкретных лиц. Приведем такой пример, загородом у нас есть земельный участок, который не имеет выхода к проезжей части общего пользования.

Попасть на указанную проезжую часть мы можем только через земельный участок, который расположен рядом с нами. При таких обстоятельствах возникают основания предоставления нам права проезда по земельному участку, расположенному рядом с принадлежащим нам участком.

По соглашению сторон определяется срок частного сервитута, такую позицию законодатель закрепил в пункте 7 статьи 23 ЗК РФ. В случае если обременяемый сервитутом земельный участок взят в безвозмездное пользование либо аренду у муниципальных органов либо государства, такой срок не должен превышать срока безвозмездного пользования в силу пункта 4 статьи 39.24 ЗК РФ. [2, с. 48].

В свою очередь срок публичного сервитута определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении согласно пункту 7 ст. 23 ЗК РФ. Обращаем внимание, что существует отдельный вид публичных сервитутов, например, для строительства линейных объектов жилищно-коммунального хозяйства. Такие сервитуты могут быть установлены по ходатайству отдельных лиц в специальном порядке.

Отдельное внимание необходимо обратить на порядок установления частного и публичного сервитута

В соответствии с пунктом 3 статьи 274 ГК РФ частный сервитут можно установит через суд, в случае если собственник участка, находящегося рядом с вашим, не согласен на добровольное заключение сервитута по соглашению сторон [1, с. 112].

При этом пункт 2 ранее упомянутой статьи 23 ЗК РФ определяет, что публичный сервитут может установить исполнительный орган местного самоуправления либо орган государственной власти, если это необходимо для удовлетворения муниципальных либо государственных интересов, а также в случае нужды местного населения. В качестве примера можно привести обеспечение свободного доступа к водоему общего пользования. Законодатель закрепляет данное регулирование в подпункте 1 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ.

Орган местного самоуправления и исполнительный орган государственной власти принимает соответствующее решение для установления публичного сервитута.

Так, по общему правилу сервитуты подлежат государственной регистрации согласно Закону о государственной регистрации недвижимости. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в силу пункта 3 статьи 274 ГК РФ, пункта 17 статьи 23 ЗК РФ, а также статьи 52 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, по общему правилу, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Закреплено в пункте 5 статьи 274 ГК РФ и пункте 12 ст. 23 ЗК РФ.

Плата за него может быть периодической либо единовременной, такую позицию разъясняют в пункте 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017. При этом Верховный суд указал, что впоследствии стороны могут изменить ее по соглашению или через суд [4, с. 56].

В случае если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то по общему правилу его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа местного самоуправления либо органа государственной власти соразмерную плату согласно пункта 13 статьи 23 ЗК РФ.

Определенные особенности выявляются при установлении размера оплаты за сервитут, который может быть определен (за частный сервитут) по соглашению сторон в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ, решением суда, если стороны не смогли договориться сами согласно пунктов 3, 5 статьи 274 ГК РФ, а так же пункта 10 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, нормативными правовыми актами для некоторых случаев (в качестве примера — пункт 11 статьи 39.20, пункт 2 статьи 39.25 ЗК РФ.

В свою очередь, плату за публичный сервитут можно установить решением об установлении публичного сервитута, соглашением о его осуществлении или через суд в силу пп. 9 п. 4 ст. 39.43, пп. 8 п. 1, п. 12 ст. 39.47, п. 2 ст. 39.50, п. 14 ст. 23 ЗК РФ.

На практике возникает вопрос, возможно ли установление сервитута на безвозмездной основе. Рассмотрим и указанный вопрос подробнее.

Право собственника обремененного участка на получение платы предусмотрено законодательством в силу п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. п. 12, 13 ст. 23 ЗК РФ.

При этом он может согласиться и на безвозмездный сервитут. Такую позицию законодатель раскрыл в п. 4 ст.

421 ГК РФ, кроме того, об этом праве собственника упоминается и в пункте 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017.

Однако следует учесть, что в случае если сервитут устанавливает суд, он должен определить размер платежей, если только собственник обременяемого участка не согласен на безвозмездное пользование.

Представляется, что безвозмездный сервитут не является дарением, поскольку не предполагает передачу самой вещи, то есть перехода права собственности или права требования в силу п. 1 ст. 572 ГК РФ.

Сервитут — это право на вещь, а не право требования как установлено п. 1 ст. 216 ГК РФ). Таким образом, коммерческие организации также вправе устанавливать безвозмездный сервитут. [3, с. 41].

Публичный сервитут, не приводящий к существенным затруднениям использования земельного участка, должен быть безвозмездным в силу п. 13 ст. 23 ЗК РФ. Кроме того, предусмотрены случаи, когда публичный сервитут может быть только безвозмездным, как в п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ.

В качестве примера, рассмотрим, что только безвозмездным может быть публичный сервитут, установленный в отношении участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения (в целях исполнения которого данный сервитут и был установлен) в силу пп. 3 п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ.

Законодателем был определен и порядок прекращения частного сервитута на земельный участок, который прекращается с истечением срока, на который он был установлен согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ.

Более того, он прекратится, если (п. 1 ст. 48 ЗК РФ) стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение (п. 1 ст. 450 ГК РФ), отпали основания, на которых он был установлен.

В этом случае собственник обремененного участка может потребовать прекратить сервитут согласно п. 1 ст. 276 ГК РФ. Если не получится урегулировать вопрос соглашением, необходимо обратиться в суд. [1, с. 82].

Отметим, что требование в суд может заявить также собственник участка, для использования которого сервитут установлен согласно п. 6 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017.

Обремененный участок не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута. В этом случае для прекращения сервитута собственнику обремененного участка нужно обратиться в суд в силу п. 2 ст. 276 ГК РФ.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 3 и 6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости.

Обращаем внимание, что публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен согласно п. 7 ст. 23 и п. 3 ст. 48 ЗК РФ.

Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, по общему правилу он также может быть прекращен уполномоченным органом — посредством принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ), судом (в результате оспаривания решения или бездействия вышеуказанного уполномоченного органа).

Правообладатель вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке по основаниям, приведенным в п. 6 ст. 48 ЗК РФ. Как пример это нарушение порядка установления публичного сервитута.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по другим основаниям в силу п. 4 ст. 48 ЗК РФ.

Более того, при приватизации земельного участка публичный сервитут, в частности, может быть прекращен судом по иску собственника в силу п. п. 7, 8 ст. 31 Закона о приватизации, если сервитут приводит к невозможности или существенному затруднению использования участка по его прямому назначению, нет государственного или общественного интереса в обременении.

Прекращение зарегистрированного сервитута подлежит государственной регистрации согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 3 и 6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости.

В дополнение необходимо отметить, что сервитут нельзя переуступить каким-либо способом иным лицам. Кроме того, его нельзя передать в залог. Он может перейти лишь к тому лицу, которое станет собственником недвижимости, в пользу которой установлен согласно п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Таким образом, на сегодняшний день определен достаточно качественный и более понятный порядок регистрации и регулирования сервитута на земельный участок.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/245/56614/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.