Санитарное состояние жилья ребенка

Содержание

Приложение N 2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей | ГАРАНТ

Санитарное состояние жилья ребенка

Приложение N 2

Утвержден
приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации

от 10 января 2019 г. N 4

Порядок
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее – обследование).

2.

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее – ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3.

Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация), которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее – сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

6.1.1.

Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.

6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.

6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.

6.1.5.

Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка:

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).

6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

6.4.

Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Источник: https://base.garant.ru/72206114/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Образец заполнения акта обследования условий жизни несовершеннолетнего

Санитарное состояние жилья ребенка

Психолого-педагогическая служба

МБОУ СОШ №38

г. Норильск

Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания

дата обследования: _____________________ г.

Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:

Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МБ(А)ОУ “СОШ № ___ “

1. Сведения о родителях (опекунах)

Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы

Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы

2. Сведения о несовершеннолетних

2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).

2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.

2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные).

Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости).

Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).

2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая ( если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.

3. Жилищно-бытовые условия:

3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, “гостинка”), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м

3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).

3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).

4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.

Выводы:

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)

2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).

Рекомендации:

1. Обеспечить уход за детьми

2. Уборка квартиры, комнаты ребенка

3. Помощь в подготовке дом.заданий

4. Оформление материальной помощи (по необходимости)

Учителям. Для размышления об актах обследования условий жизни несовершеннолетних

15.02.2011, 01:25 · 38910

Совершенно случайно в Интернете наткнулся на любопытную статью про образование. Касается она актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего . Классные руководители хорошо знают, что это за страшные бумаги) Хоть статья и датируется сентябрём 2009 года, но она актуальна и сейчас.

на новостном портале open.by. Комментировать её не стану – думайте сами. Ниже привожу её полный текст.

“Учителей заставляют проверять холодильники в квартирах учеников”

Родители учащихся одной из школ в Барановичах рассказали о новой инициативе чиновников от образования.

– Мы до сих пор в шоке, – сообщили родители. – 3 сентября в нашей школе прошло родительское собрание, и классный руководитель сообщила, что учителей обязали проверить условия, в которых живут их учащиеся. Классных руководителей, учителей начальных классов обязали оформить”Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего” на каждого ученика класса.

Эти акты раньше составлялись на детей из неблагополучных семей, а сейчас якобы чиновники от образования Брестской области решили проверить все семьи. Учителям предлагают узнать и записать, сколько зарабатывают родители ученика, в какой квартире – приватизированной или нет – они живут, какая и в какой комнате стоит мебель.

Предлагают даже заглянуть в холодильник и запротоколировать, какие в нем есть продукты.

Наша классная слезно просила, чтобы родители сами заполнили эти акты, продиктовала пункты, на которые надо ответить. Она понимает, что интересоваться зарплатой родителей некорректно. И заглядывать в холодильник тоже не совсем прилично.

Но с нее требуют отчетности, а учителя – люди подневольные, работают на контрактной основе. Многие родители отказываются заполнять эти акты.

Мы понимаем, что классную могут наказать, но, с другой стороны, создавать прецедент и отчитываться перед школой, сколько мы зарабатываем и что едим, не хочется.

Официально:”Представители администрации школ что-то недопоняли или недослушали”

Неужели на самом деле учителей заставляют проверять содержимое холодильников и заглядывать в кошелек родителей? Чтобы прояснить ситуацию, журналисты позвонили в Управление образования Барановичского горисполкома.

– Классный руководитель обязан знать, чем и как живут его дети, – считает заместитель начальника управления Мария Светлакова. – Он обязан посетить семью каждого ученика для того, чтобы на ранней стадии выявить неблагополучные семьи. Это проводится в рамках декрета президента №18 от 2006 года.

Всегда обследуются семьи, дети в которых находятся в социально опасном положении и состоят на контроле. Есть и специальные инструкции, они содержатся в сборнике нормативных документов Министерства образования.

И существуют, к слову, разные виды актов.

Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего из неблагополучной семьи и посещение классным руководителем семьи учащегося с целью знакомства – это абсолютно разные вещи.

Я сама лично проводила совещание с заместителями директоров школ и социальными педагогами и объясняла, как надо себя вести в семье ученика. Знать, что содержится в холодильнике, не обязательно, если это семья благополучная. Нужно посмотреть, как оборудовано рабочее место школьника. А если мама пьяная и папа пьяный, тогда надо и в холодильник заглянуть.

Я, конечно, буду проводить дополнительное совещание по разъяснению, потому что требовать акты обследования жилищно-коммунальных условий каждого ученика не надо. Это абсолютно превратное понимание. Видимо, представители администрации школ что-то недопоняли или недослушали.

Мнение юриста: посещение квартиры учащихся может проводиться только на добровольной основе

– Я уверен, что на республиканском уровне такого нормативного акта, как обследование жилищно-бытовых условий всех школьников, быть не может, потому что он нарушает многие законодательные нормы, в том числе и конституционные, – говорит юрист, председатель юридической комиссии РПОО”Белорусский Хельсинкский комитет” Гарри Погоняйло.

– Прежде всего – тайну личной жизни. Никто без каких-либо законных оснований не может проникать в жилище. Кроме того, любое посещение классным руководителем или другим педагогом квартиры или дома учащегося может проводиться только на добровольной основе, с согласия родителей или иных взрослых, с которыми он проживает.

Принудительно обследовать жилищные условия семьи можно только на основании административного решения, например, когда готовятся материалы о лишении родительских прав, отобрании ребенка и т.д.

Но даже эти действия могут быть обжалованы заинтересованными лицами, если в результате этих действий происходят нарушения прав ребенка, прав родителей.

На мой взгляд, ретивость белорусских чиновников достигает абсурда. функция педагога – давать ребенку знания. Безусловно, он должен замечать, как выглядит ученик, опрятно ли одет, накормлен ли, как себя ведет.

И если у педагога возникают опасения, он должен побеседовать с родителями.

Если же ситуация настолько сложна, что требуются административные меры, тогда надо действовать в соответствии с законом и выяснять подробности бытовой характеристики семьи, в которой воспитывается школьник.

А загружать и без того загруженных ненужной писаниной учителей еще и подобными исследованиями профилактического характера, подвергать всех подозрению, что они плохо воспитывают детей, бессмысленно. Хотя в тоталитарном государстве желание контролировать все и всех может приобретать и такие абсурдные формы.

Инициатив, касающихся школы, в последнее время немало.

Например, предлагается законодательно закрепить норму о материальной ответственности родителей учащихся за порчу имущества учебных заведений.

Председатель комиссии”палаты представителей” по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович рассказал, что проект Кодекса об образовании предусматривает дисциплинарную ответственность для учителя, ученика и родителя. За нарушения предполагается ввести штраф.

Проект Кодекса об образовании планируют принять на предстоящей осенней сессии в первом чтении. Затем документ будет дорабатываться и уже принят во втором чтении.

Памятка по заполнению акта обследования жилищно-бытовых условий

по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

Источник: http://iskovoepismo.my1.ru/publ/primery_zapolnenija/obrazec_zapolnenija_akta_obsledovanija_uslovij_zhizni_nesovershennoletnego/11-1-0-256

Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего; образец заполнения акта обследования

Санитарное состояние жилья ребенка

Всем известно, что существуют семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных и нередко опасных условиях для жизни. Это дети, не имеющие возможности жить нормальной жизнью, плохо питаются, не приучены к санитарным нормам, не имеют места для сна или отдыха и т. п.

Социальные работники проверяют жилые помещения социально неблагополучных семей для того, чтобы улучшить жизнь несовершеннолетним гражданам и оказать воздействие на их законных представителей (родителей) или же и вовсе изъять несовершеннолетнего ребёнка из семьи, члены которой никак не реагируют на замечания и безответственно относятся к воспитанию детей.

Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Кроме того, что данное обследование — это постоянная процедура в неблагоприятных семьях, её принято применять и в отношении улучшения условий жизни и воспитания к подопечным детям и семьям, планирующим взять ребёнка в опеку или усыновить.

В обоих случаях комиссия устанавливает соблюдены ли необходимые условия для жизни ребёнка и составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Причины проведения проверки жилищно-бытовых условий:

  • смена места жительства (при поступлении новой семьи (ребёнка) в новую школу или детский сад в целях выяснения условий жизни несовершеннолетнего),
  • жалобы от соседей, педагогов, воспитателей и других людей на родителей, на жестокое отношение к детям и т. п.,
  • обращение ребёнка за медицинской помощью и выявление врачом бытовых травм (в том числе и с родителями),
  • заявление в полиции на несовершеннолетнего, нахождение ребёнка под следствием.

Комиссия по обследованию жилищно-бытовых условий

В состав комиссии могут входить: классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора школы, участковый полицейский, представитель медицинского учреждения, представитель органов опеки и попечительства, инспектор по делам несовершеннолетних, работник Санэпиднадзора, работник БТИ и другие лица в зависимости от целей проведения осмотра.

При обследовании комиссия должна дать оценку условиям жизни несовершеннолетнего и внести необходимые данные в акт:

  • положение семьи материального характера,
  • состояние помещения (дома, квартиры, комнаты) в котором проживает вся семья,
  • количество проживающих в жилом помещении,
  • санитарный вид жилья,
  • наличие места для ребёнка (для игр, отдыха, сна).

Обследование может проводиться как с предупреждением в определённый день по договорённости (чаще это касается подопечных детей), так и без предупреждения.

Комиссия должна выявить, насколько несовершеннолетний обеспечен основными потребностями и данные записать в акт.

Относительно здоровья ребёнка, необходимо указать уровень его развития в соответствии с возрастом, наличие заболеваний, потребности в медицинском обслуживании и необходимых лекарствах, признаки психического или физического насилия.

Что касается внешнего вида несовершеннолетнего, то стоит отметить соблюдение норм гигиены, состояние обуви и одежды, наличие одежды на все сезоны и т. п.

Немаловажна и социальная адаптация ребёнка: навыки общения с людьми, навыки самообслуживания с учётом индивидуальных особенностей и возраста, поведение и т. д.

Относительно воспитания и образования несовершеннолетнего ребёнка, необходимо обратить внимание на успеваемость в школе, посещение занятий (в т. ч. и в детских садах), проблемы и успехи в учёбе с учётом возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, режим, организацию свободного времени, наличие среды способствующей развитию.

Важно отметить, сохранено ли обеспечение безопасности несовершеннолетнего: отсутствует ли доступ к опасным предметам, медикаментам, газу, электроприборам и т. п., существует ли риск нанести ребёнку вред.

При описании семейного окружения несовершеннолетнего, комиссия учитывает такие подробности, как фактическое осуществление ухода за ребёнком, место жительство родственников, описание других лиц проживающих вместе с ребёнком (кроме родителей), участие в воспитании и содержании ребёнка родственниками, степень отношения несовершеннолетнего с родителями, ценности семьи, круг общения законных представителей несовершеннолетнего, отношение членов его семьи с соседями, отношение ребёнка с детьми и педагогами.

Также немаловажной составляющей акта являются имущественные условия (информация о доходах семьи): источники получения денежных средств (алименты, помощь родителей, пособии, пенсии и другие соц. выплаты), примерная цифра среднемесячного дохода, сведения об имеющемся имуществе и правах ребёнка на это имущество.

Комиссия, созданная для обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина, должна выявить и отразить в акте обследования обстоятельства, создающие угрозу здоровью и жизни ребёнка, его нравственному или физическому развитию, обстоятельства, способствующие нарушению прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, факты грубого, жестокого, пренебрежительного обращения, психического или физического насилия.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ № 334 от 14.09.2009 г.) при проверке жилищно-бытовых условий необходимо обратить внимание на:

  • состояние стен, пола, потолка в квартире или другом жилом помещении,
  • на проветривание и отопление:
  • наличие места для приготовления домашних заданий и сна,
  • наличие продуктов питания, предназначенных для ребёнка (подопечного),
  • наличие школьных принадлежностей, средств гигиены, игрушек,
  • чистоту санузла,
  • наличие питомцев (домашних животных), условия их содержания,
  • внешний вид совместно проживающих с ребёнком людей (в т. ч. родителей),
  • безопасность и её обеспечение (в т. ч. вне дома).

Сроки составления акта

Данный акт должен быть составлен в течение трёх дней с того дня, когда было проведено обследование. Акт составляется в двух экземплярах.

Каждый документ заверяется руководителем учреждения, от которого поступила инициатива проведения обследования. Один экземпляр должен быть направлен в орган опеки, второй предназначен для учреждения.

Копия документа, заверенная руководителем учреждения или органами опеки, в течение трёх дней должна быть направлена законным представителям несовершеннолетнего.

АКТ обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Образец

Как говорилось ранее, обследование могут проводить педагоги и воспитатели дошкольных учреждений. Однако, они должны иметь на то веские основания. Например, ребёнок систематически нарушает дисциплину, появляется в школе в нетрезвом виде, прогуливает занятия, участвует в драках и т. п.

Проверка условий жизни учащегося носит предупреждающий характер, так как, выявив причины подобного поведения у ученика, преподаватели все, что могут сделать, это оказать помощь в воспитании или воздействовать на семью.

Образец заполнения акта

1. Дата проведения обследования: 30.08.2016 г.

2. ФИО несовершеннолетнего: Иванов Виктор Михайлович

3. Адрес: ул. Севастопольская д. 36 ком. 811 (общежитие)

4. Сведения о законных представителях (родителях): мать — Иванова Ирина Петровна, страховой агент в ЗАСО «ТАСК», отец — Иванов Михаил Эдуардович, водитель автобуса в ЧПОблавтотранс.

5. Участие законных представителей (родителей) в воспитании и содержании ребёнка: мама Ирина Петровна надлежащим образом исполняет свои обязанности по воспитанию сына. Виктор часто пропускает занятия в школе по болезни. По словам Ирины Петровны старается учиться.

Мама обеспечивает сына одеждой, школьными принадлежностями, средствами личной гигиены, интересуется его обучением, контролирует его занятость. Отец Михаил Эдуардович с сыном не проживает, с 2007 года родители в разводе, сына не навещает, алименты платит исправно.

В комнате живёт кошка, о которой хорошо заботятся.

6. Условия проживания, режим дня несовершеннолетнего: режим соблюдается, условия проживания удовлетворительные (одна комната 12-ти квадратных метров с косметическим ремонтом), запас продуктов питания на момент обследования максимальный, в квартире убрано. У Виктора имеется отдельное спальное место, в комнате организовано место, где он делает уроки.

7. Состояние здоровья несовершеннолетнего: самочувствие ребёнка на момент обследования хорошее. Мальчик прошёл реабилитацию после пневмонии.

8. Отношения несовершеннолетнего с членами семьи: с мамой установлены доверительные отношения, в семье есть уважение и понимание.

9. Помощь несовершеннолетнему (семье): мальчик нуждается в педагогической помощи: необходимо контролировать классным руководителем Михалковой Александрой Яковлевной посещаемость несовершеннолетнего ученика 6б класса 3 СШ г. Дмитрова Иванова Виктора, его успеваемость по учебным предметам, проводить консультирование законных представителей по вопросам воспитания.

10. Выводы и мотивированное заключение: мама Ирина Петровна занимается воспитанием и содержанием сына надлежащим образом. В комнате, где проживает мальчик порядок, запас продуктов питания максимальный, задолженности по коммунальным платежам не имеется.

30.08.2016г.

ФИО посещающего учителя А. Я. Михалкова

Подпись родителей

Дополнительная информация! Подпись родителей на акте обследования необязательна.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/nedvizhimost/obsledovanie-zhilishhno-byitovyih-usloviy-nesovershennoletnego-akt-obrazets

Проверка квартиры органами опеки: как это происходит, основания

Санитарное состояние жилья ребенка

Когда в квартиру приходят представители органов опеки для проверки условий проживания ребёнка, родителей или опекунов такая ситуация не радует. Они беспокоятся о том, что после такой проверки на них могут наложить штрафные санкции или вовсе лишить родительских прав. Далее, в статье будет детально рассмотрена данная процедура, её причины и последствия.

Причины для проверки органами опеки

Если в органы опеки поступила жалоба о проблемах в семье, где проживают несовершеннолетние граждане, сотрудники данного учреждения обязаны отреагировать на такое заявление в течение трёх суток. Проверять могут не только семьи с приёмными детьми, но и те, где родители родные.

Причинами для проверки жилищных условий ребёнка могут стать следующие ситуации:

  • уклонение от воспитания ребёнка;
  • дети болеют на протяжении длительного периода;
  • родители пренебрегают своими обязанностями касательно ребёнка;
  • в семье складывается ситуация, которая несёт угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего;
  • родители или опекуны отсутствуют в течение нескольких дней.

Чтобы получить информацию о семье и условиях проживания ребёнка, сотрудникам соответствующих органов необязательно посещать его дом. Они могут сделать следующее:

  • провести личную беседу со всеми членами семьи по отдельности, включая несовершеннолетних детей;
  • провести опрос среди людей (педагоги, врачи), которые могу со стороны описать обстановку в семье;
  • изучить ряд определённых документов;
  • наблюдать за ребёнком в садике или другом образовательном учреждении;
  • совершать иные действия, которые помогут понять модель отношений внутри семьи.

Процедура проверки жилищных условий

Органы опеки и попечительства не могут проводить проверки жилищных условий ребёнка по своей инициативе. Есть отдельные категории семей, которые необходимо держать на постоянном контроле. Проверка условий проживания детей возможна в таких случаях:

  • семья относиться к категории социально опасных;
  • ребёнок, которого воспитывает семья, взят под опеку;
  • в семье есть приемный ребёнок;
  • на любую семью, где воспитывается несовершеннолетний гражданин, поступила жалоба от третьих лиц.

Основная цель посещения семей сотрудниками органов опеки заключается в проверке соблюдения прав и интересов ребёнка.

После проверки составляется документ, в котором будут прописаны результаты обследования жилищных условий несовершеннолетнего гражданина.

Такие проверки могут проводиться как сотрудниками органов опеки, так и специальной комиссией (представители учебного заведения ребёнка, социальной защиты и другие уполномоченные лица).

Акт обследования жилищных условий

В акте, который составляют по результатам проведения проверки жилищных условий, должны указать следующую информацию:

  • дату составления;
  • наименование документа;
  • информацию о родителях или опекунах детей;
  • данные о ребёнке;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность ребёнка (паспорт или свидетельство о рождении);
  • сведения о родных матери и отце ребёнка, а также их участии в воспитании несовершеннолетнего;
  • информация о состоянии ребёнка (здоровье, уровень социальной адаптации и т.д.);
  • информация о браке родителей;
  • данные о всех проживающих в семье;
  • информация о лицах, кто проводит надзор за ребёнком;
  • описание условия проживания;
  • данные о доходах семьи и имуществе ребёнка (если такое есть);
  • результаты проведения опроса всех лиц, которые проживают в семье;
  • описание условий, которые могут нести угрозу жизни или здоровью ребёнка (если такие есть);
  • выводы комиссии;
  • подпись всех лиц, которые проводили проверку, а также представителей ребёнка.

Полномочия проверяющих жилищные условия ребёнка

При проведении проверки условий проживания несовершеннолетнего ребёнка есть правила и полномочия для обеих сторон, которые они должны соблюдать. Родители или опекуны малыша не имеют права грубить или выставлять за дверь проверяющих, а те обязаны действовать исключительно в рамках своих полномочий.

Сотрудники органы опеки или комиссия при такой проверке имеют право на:

  • проведение осмотра жилья в присутствии его хозяев;
  • проведение осмотра условий, в которых учиться, и отдыхает ребенок. Если для него не успели приобрести необходимую мебель, родителям просто нужно рассказать о своих планах на такие покупки;
  • просьбу касательно проверки продуктов питания и места хранения для вещей ребёнка;
  • задавание вопросов о способе жизни семьи, привычках, традициях, проведении досуга, других жильцов квартиры, планах по поводу воспитания ребёнка и т.д.

Проверяющим запрещено своими действиями ограничивать или нарушить свободное пространство домочадцев.

Что именно будут проверять?

В приказе Минобрнауки №334 регламентирован процесс обследования условий проживания ребенка. Сотрудники ООП или комиссия должны провести проверку по следующим пунктам:

  • внешний вид ребёнка (опрятность и ухоженность его одежды, волос, кожи и т.д.);
  • здоровье малыша;
  • уровень социальной адаптации ребёнка;
  • уровень воспитания и образования (ходит ли ребёнок в учебные учреждения и есть ли у него пропуски);
  • уровень безопасности условий, в которых живет и развивается малыш;
  • состав семьи (особое внимание уделяется проверки законного представителя малыша и того, как часто он проводит с ним время);
  • санитарное состояние жилья (как часто проводиться уборка, наличие хлама в квартире и т.д.);
  • основания, которые подтвердят наличие угроз здоровью и жизни ребёнка, факт нарушения его прав;
  • финансовое положение семьи (средний уровень доходов на каждого домочадца).

Есть ряд условий, которые могут отнести к категории опасных для жизни, прав и здоровья ребёнка:

  • наличие большого количества насекомых;
  • неудовлетворительный вид ребёнка и других членов семьи;
  • наличие неприятных запахов, которых могут подтвердить неудовлетворительное состояние жилья;
  • грязь и бардак в помещении;
  • отсутствие сезонной одежды для ребёнка, нормального постельного белья и других, жизненно необходимых вещей;
  • отсутствие достаточного количества продуктов питания;
  • отсутствие условий для обучения и отдыха ребёнка;
  • доступ детей к опасным местам в доме (газовая плита, режущие предметы и т.д.);
  • аварийное состояние электропроводки, газовой плиты, духовки;
  • сомнительное поведение детей;
  • присутствие мусора, который свидетельствует о наличии вредных привычек у домочадцев;
  • присутствие большого количества животных, которые портят санитарное состояние помещения.

На что обратят внимание при проверке?

Если родители или опекуны ребёнка знают, что к ним придут с проверкой, всех домочадцев необходимо привести в опрятный вид. На это будут обращать внимание в первую очередь: состояние и чистота одежды, опрятность всех проживающих граждан в квартире.

Принимающей стороне не стоит лишний раз грубить членам комиссии и вступать с ними в споры.

Стоимость ремонта и вещей в помещении для проверки не будет иметь никакого значения. Им важно показать чистую квартиру, без следов погрома и с исправной бытовой техникой.

Общие требования к условиям проживания ребёнка выглядят следующим образом:

  • поддержание порядка в помещении;
  • наличие у ребёнка отдельного места для сна;
  • присутствие достаточного количества еды для нормального питания всех домочадцев;
  • наличие чистой сезонной детской одежды, которая будет подходить по размеру;
  • наличие отдельного места для занятий ребёнка.

Принимающей стороне не нужно ссориться с сотрудниками ООП. Чтобы сложить о себе хорошее впечатление, представители ребёнка могут спокойно поинтересоваться о том, что именно стало причиной такой проверки.

В процессе проверки стоит четко и спокойно отвечать на все поставленные вопросы, а также не препятствовать изучению продуктов питания для ребёнка и его вещей.

Лучше самостоятельно всё дружелюбно представить членам комиссии.

Периодичность проведения проверок

Проверка условий проживания ребенка может проводиться как по сигналам от третьих лиц, так и планово. Во втором случае, есть периодичность, с которой совершают такие обследования. Обычно плановые проверки организовывают в семьях, где проживает приемный ребёнок.

Периодичность обследований условий жизни ребенка в опекунских семьях следующая:

  • первая проверка осуществляется через 30 дней после того, как была назначена опека;
  • в первый год проживания в новой семье проводятся ежеквартальные проверки;
  • далее обследование осуществляется раз на полгода.

Если в органы ООП поступил сигнал о нарушении прав и условий жизни ребенка, то сотрудники данного учреждения имеют право провести внеплановую проверку с наличием соответствующего приказа.

Семьи, где проживает усыновленный ребенок, также периодически проверяют, а именно:

  • первая проверка осуществляется через 5-7 месяцев после усыновления;
  • вторая проверка проводится через 11-13 месяцев после усыновления;
  • следующая – через 23-25 месяцев;
  • далее, через 35-37 месяцев.

Периодичность последующих проверок будет определятся индивидуальной для каждой семьи.

Почему проверяют семьи с родными детьми?

Обычно семьи, в которых проживает родной ребёнок, знают заранее о предстоящей проверке сотрудниками ООП. Причинами проведения данного обследования могут стать такие ситуации:

  • сигнал подали соседи, которые постоянно ссорятся с родителями или же им мешают дети;
  • за проведением проверки обратился супруг, которому предстоит развестись;
  • учителя ребёнка подали жалобу на его поведение в ООП;
  • сотрудники медицинских учреждений донесли о том, что родители отказываются лечить ребёнка должным образом;
  • другие ситуации.

Чаще всего инициаторами проверки условий проживания ребенка являются сами родственники.

Могут ли забрать ребенка после проверки?

У сотрудников ООП нет таких полномочий, которые могли бы дать право отобрать ребёнка без наличия серьезных угроз его жизни и здоровью.

Забрать детей из семьи можно на основании соответствующего акта органов местного самоуправления.

Акт о результатах обследования условий жизни ребенка является доказательством нарушения родительских обязанностей по отношении к ребенку, и не более этого.

Такой документ может быть рассмотрен в суде вместе с иском о лишении родительских прав. У опекунов или родителей есть право оспорить данное заявление, предъявив в суде обратные доказательства.

Если в ходе проверки не будет выявлено угроз для ребенка, то сотрудники ООП могут провести воспитательную беседу с его представителями. Если такие меры не дадут своего результата, только после этого можно обращаться в суд с иском о лишении родительских прав.

https://www.youtube.com/watch?v=eW14LMKBxl4

На практике, родители, которые не исполняют своих обязанностей по отношению к ребенку, безразлично относятся к процедуре лишения родительских прав. В другом случае, они стараются сразу исправить ситуацию, чтобы к ним не возникало претензий.

Если в акте о результатах проверки условий проживания ребенка были указаны недостоверные факты, его представители могут оспорить такое заключение в суде.

Источник: https://familegal.ru/opekunstvo-i-usynovlenie/procedura-proverki-zhilya-organami-opeki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.