Санитарное состояние дома

Что проверяет опека при осмотре квартиры: жилищные условия ребенка, требования

Санитарное состояние дома

15 697 просмотров

Редкий родитель или другой гражданин, воспитывающих детей, рад посещению специалистов отдела опеки. В большинстве случаев посещение воспринимается «в штыки».

Это обусловлено непониманием граждан, для чего к ним приходят члены комиссии, проверяют холодильник и шкафы. Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов детей.

Рассмотрим, что проверяет опека при осмотре квартиры.

Как опека проверяет жилищные условия ребенка?

Закон предусматривает возможность для специалистов отдела опеки по посещению семей граждан, воспитывающих детей. Однако данные визиты не осуществляются в произвольном порядке.

Закон строго регламентирует категории семей, которые необходимо держать на контроле:

  • семьи опекунов;
  • семьи приемных родителей;
  • социально опасные семьи;
  • семьи с детьми (по запросу суда, по жалобам третьих лиц).

Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Проверка осуществляется специалистом отдела опеки самостоятельно или в составе комиссии (представители школы, социальной защиты, КЦСОН, ПДН). Результатом обследования является оформление акта.

Что проверяют?

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи регламентирован Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4.

 В процессе проверки специалисты должны установить:

  1. Состояние здоровья несовершеннолетнего. Ребенок не должен выглядеть истощенным, болезненным. На нем не должно быть следов побоев.
  2. Внешний вид. Несовершеннолетний должен быть одет в одежду, соответствующую возрасту, сезону и размеру. Внешний вид должен соответствовать гигиеническим нормам (чистая одежда, лицо, волосы).
  3. Социальная адаптация. Адекватность поведения ребенка в общении с родными и посторонними гражданами, наличие навыков общения.
  4. Воспитание и образование. Посещает ли несовершеннолетний учебное заведение, соответствующее возрасту и состоянию здоровья. Отсутствие пропусков без уважительной причины.
  5. Уровень безопасности. Наличие в свободном доступе потенциально опасных предметов (бытовой химии, ножей, уксусной кислоты, медикаментов).
  6. Состав семьи. Проживает ли с ребенком законный представитель, причины его отсутствия, данные людей, которые проживают совместно с несовершеннолетним.
  7. Отношения в семье. Круг общения ребенка, семейные традиции и ценности.
  8. Жилищные условия. Площадь квартиры, место для ребенка (комната, спальное место, место для приготовления уроков).
  9. Санитарное состояние. Уровень чистоты в квартире.
  10. Финансовое состояние семьи. Доходы всех членов семьи.
  11. Обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении детских прав, причинении вреда жизни и здоровью.

Требования органов опеки к условиям проживания

Не нужно думать, что для положительного исхода проверки в квартире необходимо иметь стерильную чистоту и вагон продуктов. Оценка проводится исходя из объективных показателей. Рассмотрим, на что смотрит опека.

Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний, должно соответствовать установленным требованиям.

№ п/пТребования
1Условный порядок в доме
2Наличие спального места для несовершеннолетнего
3Наличие продуктов питания
4Наличие сезонной одежды в соответствии с возрастом и размером
5Наличие приготовленной пищи
6Наличие детской смеси (при наличии в семье ребенка соответствующего возраста)
7Наличие места для приготовления домашнего задания (не кухонный стол)

Понятие порядка является субъективным. Конечно никто не будет выговаривать за пару грязных чашек и пыль на журнальном столике. Специалисты не будут ходить по квартире в роли «Ревизорро». Иначе обстоит ситуация с грудой немытой посуды, ворохом грязного белья, пробегающими стайками тараканов, отсутствием спального места для ребенка и отключенным электричеством.

Одним из вариантов обследования является приглашение специалистов отдела опеки для проверки приобретаемого жилья. Это возможно, если при покупке используются денежные средства несовершеннолетнего либо продают его долю в другой квартире.

Семьи опекуна

В соответствии с Постановлением Правительства от 2009 года № 423, специалисты отдела опеки обязаны посещать по месту проживания всех подопечных.

Документ предусматривает следующую периодичность посещения:

  • в течение 30 дней с момента назначения опеки– 1 раз;
  • в течение 12 месяцев с момента назначения опеки – ежеквартально;
  • по истечение 12 месяцев с момента назначения опеки – 1 раз в полугодии.

Проверки, которые указаны в нормативном акте, являются плановыми. Они устанавливаются заранее, на следующий календарный год.

Однако отдел опеки имеет право посетить дом опекуна в любое время при наличии сигнала о нарушении детских прав. В этом случае специалист обязан предъявить приказ о проведении внеплановой проверки.

Семьи усыновителей

Проверки семей усыновителей проводятся в случае усыновления ребенка, оставшегося без родительского попечения. Не предусматривается контроль за семьями, которые прошли внутрисемейное усыновление.

Специалисты отдел опеки посещают семью опекуна со следующей периодичностью (срок исчисляется с момента вступления в силу решения суда):

  • в период от 5 до 7 месяцев;
  • в период с 11 до 13 месяцев;
  • в период с 23 до 25 месяца;
  • в период с 35 до 37 месяца.

По истечение 3 лет, необходимость проведения плановых проверок устанавливается, исходя из конкретной ситуации.

Семьи с кровными детьми

Бытует мнение, что специалисты опеки посещают семьи, чтобы отобрать детей. Однако почти всегда кровные семьи готовы к посещению специалистами отдела опеки.

Родители прекрасно знают причины появления комиссии на пороге:

  • конфликт с супругом при разводе;
  • конфликт с педагогами;
  • проблемы с соседями;
  • отказ от прививок или альтернативное лечение ребенка;
  • сигнал от организации или от посторонних граждан.

Зачастую внезапное посещение вызвано сигналом от соседей или третьих лиц. Не реже обследование провоцируют недовольные родственники.

Пример. В отдел опеки поступил сигнал от гражданки Д., что бывшая жена ее сына находится в состоянии алкогольного опьянения уже 3 дня, в доме нет еды, дети после школы приходят к ней. Забрать из дома чистую одежду для школы и учебники невозможно. С матерью находится новорожденная дочка. Специалисты отдела опеки выехали по сигналу.

При посещении жилого помещения выяснилось, что информация не соответствует действительности. Женщина не имеет признаков алкогольного опьянения, жилье находится в порядке, продукты для детей в наличии. Как пояснила мать детей, они с супругом находятся в стадии развода. Свекровь желает, чтобы дети остались с отцом.

Поэтому неоднократно делала такие сообщения в разные органы.

Образец акта обследования жилого помещения опекуна

Бланк акта установлен Приказом Министерства Просвещения РФ от 2019 № 4. Документ составляется в письменной форме. Акт оформляется в 2 экземплярах в течение 3 дней с момента обследования. Один из которых передается гражданам.

В случае, если гражданин не согласен со сведениями, которые указаны в акте, он имеет право обратиться в суд. Например, если специалисты предъявляют завышенные требования к жилому дому.

Документ должен включать следующие сведения:

  • бланк отдела опеки;
  • название документа;
  • дата оформления;
  • данные родителя несовершеннолетнего (в случае его отсутствия, указываются данные другого законного представителя или любого совершеннолетнего лица);
  • информация о несовершеннолетнем;
  • реквизиты свидетельства о рождении (для детей в возрасте от рождения до 13 дет);
  • реквизиты детского паспорта (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
  • информация о матери ребенка и ее участие в жизни ребенка;
  • информация об отце несовершеннолетнего и его участие в детской жизни;
  • состоят ли родители в браке;
  • подробная информация о ребенке (состояние здоровья, социальная адаптация, внешний вид, воспитание и образование);
  • семейное окружение;
  • социальные связи (родственники, соседи, друзья);
  • лицо, фактически осуществляющее надзор за несовершеннолетним;
  • жилищные условия (санитарное состояние, наличие места для несовершеннолетнего, качество дома, площадь, благоустройство);
  • информация о доходах семьи;
  • сведения об имуществе ребенка;
  • результаты опроса родителей и других жильцов;
  • условия, которые несут угрозу для ребенка;
  • выводы;
  • подписи специалистов.

Образец бланка акта ЖБУ, утвержденного Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4

Проведение обследования жилого помещения требуется с целью защиты детских прав. Поэтому принимающая сторона должна проявить участие и предоставить все условия для быстрого и качественного проведения обследования.

В случае, если специалисты отдела опеки отражают в акте недостоверные сведения, родители имеют право обжаловать акт в суде. Для этого вам может понадобиться помощь юриста. Специалист нашего сайта окажет поддержку в режиме онлайн.

Просто опишите ситуацию в форме связи.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Источник: http://allo-urist.com/chto-proveryaet-opeka-pri-osmotre-kvartiry/

Родители-знайте свои права! Акт обследования семьи-от него лучше отказаться – закон на вашей стороне

Санитарное состояние дома
?

ladstas (ladstas) wrote,
2016-12-20 09:00:00 ladstas
ladstas
2016-12-20 09:00:00 Categories: Оригинал взят у wowavostok в Родители – знайте свои права! Акт обследования семьи: кому нужен.

От него лучше отказаться – закон нНекоторое время назад стали появляться известия из различных регионов, сообщающие об очень похожих случаях: что классный руководитель составляет график посещения всех учеников класса для обследования жилищно-бытовых условий (ЖБУ).

Происходит это по такой схеме: классный руководитель объявляет, что в семью каждого ученика придет комиссия для обследования условий, в которых живет ребенок.

Казалось бы, все понятно: посмотрят на нашу квартиру и запишут, сколько квадратных метров, сколько комнат, чистота, порядок (или наоборот, «грязновато у вас, посуду бы помыть…»)

Хотя – нет, все-таки непонятно, почему обходят семью именно каждого ученика? Почему придут и в мою семью тоже? Квартиру они мне новую все равно не дадут и зарплату не прибавят (и уж всяко посуду не помоют), живем скромно, но на кусок хлеба ни у кого не просим.

Наивных, тех, кто может подумать, что такое обследование как-то повлияет на улучшение их жилищно-бытовых условий, давным-давно нет. Да и не учителя бы обследовали с такой целью.

Тогда зачем придут обследовать? И куда будут направлены результаты обследования? Надо сказать, что этими вопросами задаются немногие родители, полагая, что «придут – и пусть, жалко нам, что ли? Родная школа, знакомые учителя, надо, так надо».

Я — задалась, и нашла такой ответ:«Одной из обязанностей социального педагога и классного руководителя является обследование жилищно-бытовых условий ребенка, его семьи и составление соответствующего акта обследования».

Ответ неполный, потому как из него все равно непонятно, зачем это делается и куда, опять же, идут результаты.

Поэтому, продолжая поиски, открываю “Должностные обязанности классного руководителя”. В них немного можно найти: типовые документы и документы конкретных муниципальных образовательных учреждений (МОУ, которые раньше были школами). Документы, не сильно отличающиеся друг от друга.

Нигде не указано такой обязанности – обследовать жилищно-бытовые условия. Однако везде есть пункт, по-разному сформулированный, но имеющий один и тот же смысл:. “Социально незащищенных” – значит материально необеспеченных, бедных. Для этой категории семей по их просьбе действительно проводятся акты обследования ЖБУ, для того, чтобы ходатайствовать о выделении бесплатного питания, например.

И ключевое слово – по их просьбе.

Я об этом не просила, но ко мне все равно идут? А насчет «неблагополучных»…Моя семья – вполне нормальная семья, никто, в том числе и суд, «неблагополучными» нас не признавал.​ Словом, вместо ответа – еще один вопрос.

Открываю “Должностные обязанности социального педагога”, нахожу, что пункт «обследование жилищно-бытовых условий ребенка, его семьи и составление соответствующего акта обследования» в них тоже отсутствует. Вывод простой: у работников МОУ нет такой обязанности – обследовать условия, в которых живет семьякаждого “обучающегося”.

Но ведь обследуют, и родители это позволяют, прислушиваясь к открывающей все двери фразе «У нас — Приказ!».Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 “О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423”, на который ссылается школьная администрация.«Пункт 2 настоящего Порядка» пока оставим, и остановимся на другом моменте.

Получается, на мою семью поступили «устные и письменные обращения юридических и физических лиц»? То есть то, что в народе называется доносы? И не только на мою семью, но и на все остальные? Ведь «обследовать» собираются каждую. Нет? Не поступали доносы? Тогда причем тут этот Приказ с большой буквы «П»? Опять лукавство.

Так что с полным основанием классному руководителю или другому педагогическому работнику можно сказать:«Спасибо, мы вас не вызывали. Акт обследования ЖБУ в настоящее время нам не требуется».Но ведь настаивают…

В чем же там дело? Открываю статью “Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка: на что обратить внимание и как составить акт обследования?” В ней есть следующие слова: “Обследование жилищных условий неблагополучных [а не всех, прим. авт.] семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий”.

Но это не такая простая процедура – признать семью неблагополучной, а потом «обследовать», если при этом вы детей любите, о них заботитесь, за ними смотрите, воспитываете, не пьете запоем, не оставляете ребенка без присмотра и прочее.Так зачем, спрашиваю еще раз, «оказывать влияние на родителей?» Зачем и кому это нужно? Зайду издалека.

Говорят, что в России сейчас нет идеологии (ее отсутствие даже закреплено Конституцией). Но понятно, что на самом деле такая идеология есть. Это идеология, давно принятая западными странами, с оглядкой на которых разрабатываются (и нередко принимаются) законы в нашей стране.«Пусть нашей национальной идеей будут деньги», – сказал один ныне подзабытый политический деятель эпохи 90-х.

Идея была подхвачена на ура. Повсюду – рыночные отношения. Рынок образовательных услуг, рынок социальных услуг… А где рынок услуг – там их потребители, вольные или невольные (то есть мы), и поставщики. Естественно, что поставщики услуг ориентированы на прибыль.Учитывая, что реальный сектор экономики у нас…

ну, точно, «неблагополучен», поставщики-модернизаторы возлагают огромные надежды вот на эту сферу: семья, дети, образование и прочее.На то, что в нашем сознании никогда не было связано с куплей-продажей и извлечением прибыли. Не было связано? Будет.

Что для этого уже сделано? Прежде всего, принят закон “Об образовании в Российской Федерации”, где провозглашена недопустимость отсутствия конкуренции на рынке образовательных услуг между государственными, частными, общественными, отечественными, иностранными и международными поставщиками услуг и «образовательных сервисов».

Далее, принят закон “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” , вступивший в силу с 1 января 2015 года. В котором психолого-педагогическая помощь семье также отнесена к «услугам». Соответственно, на рыночной основе.

Осталось сформировать «реестры поставщиков услуг в сфере социального обслуживания и регистры получателей социальных услуг в каждом субъекте Российской Федерации».С реестрами поставщиков проблем нет: в условиях падения реального сектора экономики желающих попробовать себя на рынке социальных услуг много и они охотно вносят свои данные в реестры.

А вот с регистрами получателей социальных услуг – гораздо хуже.Реформаторы-модернизаторы справедливо полагают, что добровольно желающих иметь персонального надсмотрщика в собственном доме и постоянно оправдываться перед ним много не найдется. Да еще и за собственные деньги. Потому что деньги из бюджета будут выплачиваться только за услуги для малоимущих.

Те, кто зарабатывает больше прожиточного минимума, платить будут сами.Рынок сбыта надо стимулировать, поэтому нам начнут делать предложения, от которых мы не сможем отказаться под угрозой изъятия ребёнка.

Отсюда и такая активность «педагогических работников» (как они названы в Законе об образовании) в деле составления актов обследования ЖБУ, причем, вопреки законам, обследования всех поголовно «обучающихся».

Еще раз вернемся к статье “Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка: на что обратить внимание и как составить акт обследования?” Избранное из этого документа (говорящее о том, что, собственно, выясняется в ходе обследования):Что нарушает права и интересы ребенка, а что не нарушает, что является жестоким и грубым, а что не является, что является эксплуатацией, а что нет, удовлетворяются «эмоциональные потребности» ребенка или нет, – все это решать будут конкретные «сотрудники и работники», исходя из интересов отнюдь не ребенка и его семьи, а – поскольку речь, повторим, идет о рыночных отношениях! – из интересов выполнения заказа и расширения рынка социальных услуг.”Активное сотрудничество с социальными службами” – главная заповедь классного руководителя и социального педагога.Пока акты обследования с мельчайшими подробностями (такими, о которых, возможно, мы и сами не подозреваем) аккумулируются у социального педагога. А вскоре, когда будут сформированы реестры и регистры, они очень быстро наполнятся сведениями о наших семьях. На любой вкус… поставщиков услуг.Какой вывод следует из этих фактов? Поголовное обследование жилищно-бытовых условий “обучающихся” не имеет под собой никаких правовых оснований.Более того, оно нарушает: Конституцию Российской Федерации, самая первая статья которой гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”.- Статья 2 сообщает, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.- Статья 3, п.1, определяет, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).- Статья 5, п.2, говорит о том, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.- Статья 5, п.5: « и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки».- Статья 7 устанавливает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно, закон (по крайней мере, пока что) – на нашей стороне. Что же касается желания копаться в чужой частной жизни (пусть даже с чистейшими рыночными намерениями!), то как бы поставщикам услуг самим не попасть под статью…

Елена Клинцевич.

http://3rm.info/main/65658-roditeli-znayte-svoi-prava-akt-obsledovaniya-semi-komu-nuzhen.html
Дети, Методы геноцида, Семья

Источник: https://ladstas.livejournal.com/344698.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.