С какого возраста у детей

Содержание

Права ребенка и детей

С какого возраста у детей

Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях.

Поскольку дети не имеют доступа к информации, которая бы в наглядной и доступной форме информировала каждого ребенка о своих правах, а от своих родителей и других взрослых зачастую можно услышать лишь “ты обязан …

“, детям необходимо рассказывать об их правах. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Все права ребенка можно разделить на два вида:

Кроме того, при различных взаимоотношениях у родителей могут возникать разного рода вопросы, разрешение которых имеет особый характер, к примеру:

Права ребенка в зависимости от его возраста

Другим критерием, по которому можно разделить все права ребенка, является его возраст:

    • имя, отчество и фамилию (статья 19 Гражданского кодекса РФ; статья 58 Семейного кодекса РФ);
    • гражданство (статья 6 Конституции РФ, статья 12 Федерального закона “О гражданстве РФ”, согласно которым ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (т.е. по принципу “праву крови”));
    • имеет право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса РФ);
    • охрану здоровья (статья 41 Конституции РФ);
    • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (статья 54 Семейного кодекса РФ);
    • общаться с родителями и другими родственниками (статья 55 Семейного кодекса РФ);
    • также с рождения каждый человек обладает правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести обязанности (статья 17 Гражданского кодекса РФ);
    • мелкие бытовые сделки (т.е. такие сделки, которые незначительны по сумме и направлены на удовлетворение бытовых потребностей ребенка, т.е. его личных потребительских нужд, на которые распорстраняется действие Закона РФ “О защите прав потребителей”);
    • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
    • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
  • С 10 лет ребенок имеет право:

    • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 57 Семейного кодекса РФ);
    • выражать своё мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (статьи 57 и 65 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (пункт 4 статьи 59, пункт 4 статьи 134 Семейного кодекса РФ, пункт 3 статьи 143 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие на восстановление родительских прав (пункт 4 статьи 72 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (пункт 1 статьи 132 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (пункт 2 статьи 136 Семейного кодекса РФ);
    • давать согласие о назначении опекуна (пункт 4 статьи 145 Семейного кодекса РФ).
    • давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства РФ (статья 9 Федерального закона “О гражданстве РФ”);
    • может выбирать (с согласия родителей) место жительства (статьи 20, 26 Гражданского кодекса РФ);
    • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей – статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор (статья 63 Трудового кодекса РФ);
    • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
    • обучаться вождению мотоцикла;
    • вступать в молодёжные общественные объединения (статья 19 Федерального закона “Об общественных объединениях”).
    • получить паспорт (пункт 1 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828);
    • отвечать за свои действия в виде:
      • имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
      • уголовной ответственности за тяжкие преступления (статья 20 Уголовного кодекса РФ).
    • оставить (с согласия родителей) общеобразовательную организациюдо получения основного общего образования (статьи 43, 66 Федерального закона “Об образовании в РФ”)).
    • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (статья 27 Гражданского кодекса РФ);
    • может быть членом кооператива (статья 26 Гражданского кодекса РФ);
    • вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (статья 21 Гражданского кодекса РФ, статья 13 Семейного кодекса РФ);
    • может получить право на управление мотоциклом;
    • имеет право самостоятельного заключения трудового договора (статья 63 Трудового кодекса РФ);
    • несёт административную ответственность;
    • несёт уголовную ответственность за любые преступления.
  • Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права, в том числе вправе:

    • избирать и быть избранным на выборах;
    • вступать в брак;
    • покупать алкоголь и табак;
    • получить право на управление транспортным средством категории “В” и “С”;
    • вступить в политическую партию.
    • платить налоги;
    • исполнить воинский долг;
    • нести гражданско-правовую ответственность по любым принятым на себя обязательствам.
  • С 20 лет гражданин может получить право на управление транспортным средством категории “D”, а также трамваями и троллейбусами.

  • С 21 года гражданин может быть избран в законодательные органы государственной власти.

Понятия: ребенок, малолетний ребенок, родитель

Прежде, чем вести дальнейший разговор о правах ребенка, необходимо определиться в понятиях:

ребенок – это лицо, недостигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса РФ);

малолетний ребенок – это несовершеннолетний до 14 лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ);

родители – это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (статья 38 Конституции РФ).

Также достаточно часто встречаются понятия, которые законодательно не опрелены, но определены правоприменительной практикой. К таким понятиям относятся:

В каких законах говорится о правах ребенка

Основные права ребенка изложены в:

    Декларация установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство:

    Принцип 1 – ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

    Принцип 2 – ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

    Принцип 3 – ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

    Принцип 4 – ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

    Принцип 5 – ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

    Принцип 6 – ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

    Принцип 7 – ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

    Принцип 8 – ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

    Принцип 9 – ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

    Принцип 10 – ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

    – обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7);

    – материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (статья 38).

    – жить и воспитываться в семье (статья 54);

    – знать своих родителей и общаться с ними (статьи 54, 55);

    – на заботу родителей (статья 54);

    – на совместное проживание с родителями (статья 54);

    – на защиту своих прав и законных интересов (статья 56);

    – выражать свое мнение, которое должно учитываться если ребенок достиг возраста 10 лет (статья 57);

    – на имя, отчество фамилию (статья 58) и изменение фамилии и имени (статья 59).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/prava-rebenka/prava-rebenka.html

Как и когда формируется характер ребенка

С какого возраста у детей

Отчего зависят наши характеры? Генетика или воспитание? В каком возрасте формируется характер? Как вырастить счастливого ребенка? Строгость или мягкость должна быть в приоритете при воспитании? Рассказывают специалисты Международной Академии исследования лжи.

На эту сложную тему у специалистов различные взгляды. Одни считают, что психотип проявляется у ребёнка с 3–4 лет. Другие говорят, что выявить его можно не раньше 6–7 лет. Третьи уверены, что личностные особенности формируются только в подростковом возрасте.

Мы склонны считать, что базовые личностные качества ребенка проявляются ближе к школьному возрасту. Конечно, какие-то предпосылки прослеживаются и раньше, но назвать это психотипом не совсем верно, потому что все ещё на стадии формирования и подвержено изменениям.

Когда ребенок выходит в мир, социум сильно корректирует его поведение и вносит существенные изменения в семейное воспитание. Основы личности ребенка закладываются в 3–4 года, благодаря воздействию семьи.

Потом на него оказывают различное влияние социальные факторы: детский сад, школа, где он больше начинает общаться со сверстниками и взрослыми. Окончательно психотип складывается в подростковом возрасте или немного раньше. И тогда уже серьезно скорректировать поведение детей сложно.

Можно лишь немного на что-то повлиять, но в целом характер юноши или девушки уже относительно прочен.

Что касается наследственности, то научные школы веками не прекращают дискуссии о врожденных и приобретенных чертах. Римляне говорили, что родившийся человек — это tabula rasa («чистая карточка»): что там записать, то и будет.

Помните, в 60-е и 70-е годы прошлого века считалось, что личность формируется социумом — в нашем советском мировоззрении это было так. А, например, греки считали, что человек уже рождается с характером.

В какой-то степени все правы: в человеке намешано всего понемногу.

Генетики пока не доказали, что личностные качества могут наследоваться. Физиология и анатомия — да. Но не психика. Сегодня достоверно известно, что наследуется темперамент. Мы получаем от предков принципиальные базовые процессы нервной системы.

Они и передаются потомкам примерно на 80%. Темперамент определяется тремя признаками: сила нервной системы, ее подвижность и так называемая гармоничность процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих процессов во многом и определяет психотип.

Часто возникает вопрос, может ли измениться сила нервной системы, благодаря воспитанию? Нет. То, что генетически в нас заложено, мы пока не умеем менять, но можем натренировать. Тренировка может решить немало проблем. Но важно помнить, что в стрессовой ситуации всегда рвётся там, где тонко.

Три пути к счастью

Сегодня часто можно прочитать советы, как надо воспитывать детей, но авторами не всегда учитывается, что все дети разные, а значит и подходы нужны разные. И как же всё-таки воспитывать детей, чтобы они выросли счастливыми? Как не ломать ребенка под себя, а найти к нему подход? Для начала рассмотрим три способа развития, с помощью которых человек адаптируется в социуме.

Первый: человек изменяет этот мир под себя, как поётся в песенке: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

Второй: приспособление – человек подстраивается, адаптируется под этот мир.

И третий способ (о котором многие забывают): когда человек такой, какой есть, ищет тот социум, в котором ему комфортно.

В Советском Союзе и во многом в современной России упор делался на первые два. Либо лидер говорил социуму, как и куда правильно идти, и все под него подстраивались. Либо, наоборот, личность подстраивалась под коллектив. А вот в западном мировоззрении превалирует третий способ. И там человек ищет место, где ему максимально хорошо, где он может себя максимально реализовать.

Так что в первую очередь, родители должны для себя решить, чего они хотят для ребенка. Абсолютно у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. Просто у кого-то они более проявлены, у кого-то менее заметны. Даже у детей, которые рождаются с патологиями, тоже есть сильные и слабые стороны — хотя их часто бывает сложно заметить.

Родители должны принципиально решить, какого ребенка хотят воспитать и при этом внимательно наблюдать и понимать его. Если мы имеем дело с активным ребёнком, непоседой, лидером, постоянно интересующимся, любопытным, с преобладанием силового, физического развития над интеллектуальным, то нужно ребенка развивать по 1-му пути.

Если ребенок склонен к групповым видам деятельности, к спокойствию, к познанию, к сотрудничеству — здесь больше 2-й путь.

А если ребенок склонен к единению, к познанию, к минимизации, так скажем, человеческого общения, если ребенок играет с игрушкой и ему никто другой не нужен — в этом случае, скорее всего, стоит идти по 3-му пути.

Есть один важный нюанс, который нужно учитывать, воспитывая ребенка. Если мы говорим про разносторонне развитую личность, если у нас есть ребенок активный, сильный, физически развитый, непоседливый, постоянно бегающий, смеющийся — это означает, что у него с 1-м путем все нормально, а вот со 2-м, например, с аспектами сотрудничества бывают проблемы.

Значит, ему нужно стимулировать развитие коммуникационной гибкости, умения взаимодействовать в команде.

То есть генетически у него с чертами и навыками для адаптации в социуме по первой модели, все хорошо, и чтобы в будущем не возникало проблем при элементах 2-го пути, необходимо развивать и усиливать характерные для этой стратегии развития навыки взаимодействия.

Психотипы детей

А теперь, давайте рассмотрим, по каким признакам можно определить психотип своего ребенка.

1. «Серьезный» (эпилептоид)
Ребенок серьезный, последовательный, с невысоким чувством юмора, умный, его хвалят за то, что он умный. Взрослые у него отмечают взрослый взгляд на мир.

Он понимает мир взрослых с детства. Он вдумчивый, небыстрый, сосредоточенный. Играет он (если вообще играет) предпочтительно либо один, либо в небольшой компании.

Но при этом иногда может быть взрывным и импульсивным.

У детей с данным типом характера тугоподвижная, возбудимая слабая нервная система.
Им подходит 1-й путь: здесь он слабины не даст. Когда он сталкивается с ситуацией вызова, он его принимает. Это лидер. Остальные черты, безусловно, надо развивать.

2. «Целеустремленный» (параноял)
Чаще всего у таких ребятишек есть какая-то идея «фикс»: у кого-то это машины, у кого-то динозавры, у кого-то астрология или деньги — ребенок копит. У такого ребёнка обязательно должна быть 1-2 темы, которые его сильно увлекают.

Крайне важный момент: они выбирают один-два вида своих интересов в течение длительного времени, не переключаются. Например, если ребенок в 5 лет стал интересоваться динозаврами, то он интересуется динозаврами все ещё в третьем классе — и он все про них знает. Они достаточно спокойны, эти дети не ноют, они могут быть «одинокими волками» и чувствуют себя при этом нормально.

Не требуют повышенного внимания к себе. Могут сами занять себя, не требуют внимания родителей.

У них сильная, малоподвижная и возбудимая нервная система.
Здесь с 1-м и 3-м путём всё в порядке, а вот со 2-м могут быть проблемы.

3. «Дружелюбный» (эмотив)В отличие от двух первых типов, такой ребёнок концентрируется на всём живом: на попугайчике, кошечке, собачке, хомячке и других детях. И это очень ярко прослеживается. Если это кукла, то она обязательно имеет имя и таких кукол не так много.

Ему важны люди, поэтому любая игрушка имеет личностный оттенок: это не просто машинка, это машинка этого мишки, а мишку зовут Нордик, куклу зовут Маруся. Они концентрируются на отношениях, интересуются взаимоотношениями людей – этакие юные психологи. Чаще всего они спокойны, осторожны, но могут быть и трусишками.

«Дружелюбного» может пугать новая обстановка.


Нервная система сильная, подвижная, гармоничная.

Здесь возможен любой путь, ему комфортно в любом из них, многое зависит от социума и воспитания.


4. «Непоседа» (гипертим)

У ребёнка ярко выраженная неусидчивость, особенно на интеллектуальную деятельность — не читает, не интересуется книжками, не может долго играть с одной и той же игрушкой, ломает их, потому что у него пропадает интерес. Ему скучно сидеть на одном и том же месте, ему скучно второй раз рисовать один и тот же домик. Отбирает игрушки у других. Совсем не думает о последствиях. У «непосед» бывают истерики: из-за нетерпеливости «у меня не получается!» по принципу обстоятельств: «когда что-то чему-то мешает» или от физической боли (упал и ему реально больно).

Из положительных качеств – общительность, разносторонность, отсутствие страха: безумно-смелый из разряда «без царя в голове». «Непоседе» всегда и везде хорошо и реально интересно.

Нервная система: сильная (с возрастом – она слабеет), подвижная и возбудимая.С 1-м пут1м всё нормально, со 2-м — тоже, а вот с 3-м тяжело.


5. «Воображуля» (истероид)

их черта – концентрация на себе. Такие детки большие «выпендрёжники», любят красоваться и устраивать истерики по принципу «Дай мне!». Они – те самые дети, которые могут валяться на полу в магазине и сильно истерить: «Купи мне!». Такие дети показные, они работают на публику; они манипуляторы.

Расскажу, как с этим бороться. В момент истерики «Купи мне розового слона» нужно просто сидеть и смотреть. Можно молчать, но лучше комментировать: «Вот ты, дружище, сейчас лежишь, кричишь, всем слышно, все обращают на тебя внимание, очень хорошо, это, в общем-то, очень красиво».

В чём огромная ошибка большинства родителей? Они понимают, что не нужно участвовать в истерике ребёнка. Но ожидая конца «представления» уходят с головой в телефон, Viber, интернет, . Это неправильная тактика. Зрительный и коммуникативный контакт должен сохраняться.

Так мы показываем ребенку, что эти действия уместны, это его право, и мы их просто комментируем спокойным тоном — что так не принято.

Поговорим о плюсах этого демонстративного типа. Это самолюбие. У такого человека в будущем не будет низкой самооценки. Им свойственна высокая требовательность (чаще всего к другим, но бывает и к себе). К примеру, «непоседа» не требовательный, с ним можно договориться.

Нервная система: слабая, подвижная, возбудимая.Чаще всего — 2-й путь.


6. «Гарри Поттер» (шизоид)

Эти дети любят одиночество, достаточно замкнуты (впрочем, с близкими людьми могут быть общительны), не любят проявлять эмоции, имеют аутистические наклонности, а иногда даже заводят воображаемых друзей. Их душа – потемки, они – интроверты и не подпускают к себе близко.

Они нестандартно мыслят, интересуются абстрактными знаниями, любят тихие игры, рисование, лепку. Если и играют, то с детьми младше себя. Эти послушные, домашние дети часто привязаны к семье, даже если родители с ними холодны или суровы.

Слабая, вязкая, неуравновешенная нервная система.

Путь, несомненно, 3-й.

7. «Тревожный» (тревожно-мнительный)
Неуверенный в себе, аккуратный, осторожный, боязливый ребёнок, который боится туда выйти, сюда выйти, боится паучков, насекомых, всего-всего-всего.

Сразу скажу, что врождённым такой характер бывает редко.

Ведь детский организм по умолчанию здоров, это потом мы уже накапливаем болезни, так что наличие тревоги – во многом следствие травматизации, негативного опыта и обычно привито родителями.

«Тревожные» боятся коллективов, они чувствуют себя там неуверенно, избегают их, устраняются от новых контекстов, новых ситуаций, новых людей, новых игрушек, контрольной работы, насекомых.

Нервная система: слабая и неуравновешенная.
Им, конечно, комфортен 3-му путь.

8. «Депрессивный» (депрессивно-печальный)
Чаще всего этот тип связан с патологией, обычно речь идёт о детской депрессии. Это не норма. В целом, большинство детей в норме – жизнерадостные и любящие. Если мы видим малыша-пессимиста моложе 9 лет, который говорит «Отстаньте от меня», то этот ребенок болен. Самая частая причина этого — проблемы в семье.

Они самостоятельны и не приносят больших проблем родителям. «Уйдите от меня, мне и так хорошо без вас», «Чем меньше меня будут трогать, тем лучше будет для всех» — их самостоятельность от нежелания общаться, а не от лидерских задатков.

У них пониженная самооценка. Они боязливы, они не уверены в себе, но в рамках своей комнаты они могут быть вполне деловыми и активными.

Еще они въедливые. Если они начинают что-то делать, изучать, то доводят это до совершенства. Они очень спокойны, могут круглосуточно делать оригами, в то время как в таком возрасте дети весьма неусидчивы и активны.

Нервная система: слабая, тормозная, неподвижная или тугоподвижная.
Резюмируем: таким детям надо идти по своему аутентичному пути и для гармонии развивать остальные.

  • пресс-центр,
  • профайлинг,
  • психотип

Источник: https://blog.studylie.ru/kak-i-kogda-formiruetsja-harakter-rebenka/

Переходный возраст у ребенка: когда начинается, признаки и симптомы, особенности развития, советы

С какого возраста у детей

Еще вчера вы не могли нарадоваться на своего ребенка. И вдруг все изменилось. Дочь или сын стали закатывать истерики, грубить и упрямиться. Ребенок стал просто неуправляемым. Что же произошло?

Все очень просто. Ваша кровинка плавно «въехала» в переходный возраст. Это очень сложный этап не только в жизни маленького человека, но и всей его семьи. Сколько переходных возрастов у детей случается за всю жизнь и как пережить этот непростой период? Ведь очень важно не только наладить взаимоотношения, но и не упустить ребенка.

Варианты возрастных изменений поведения

В переходном возрасте дети ведут себя весьма неадекватно. Эти этапы становления и роста ребенка сопровождают весь период его взросления:

  • 2,5–3 года — период первой социальной адаптации, первый опыт самостоятельного общения в коллективе (яслях или детском саду);
  • 6–7 лет — время проявления самостоятельности, осложняется сменой детского коллектива (из садика в школу);
  • 13–14 лет — пресловутое половое созревание, становление личности, постепенная адаптация к взрослой жизни.

Когда у ребенка начинается переходный возраст, многие родители просто теряются и не понимают, как реагировать на происходящие изменения. Панацеи в этом вопросе быть не может.

Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитания, характера привычного общения с окружающим миром и людьми. Длительность перехода также бывает разной.

Одни адаптируются к новым условиям за несколько месяцев, другим может понадобиться 1,5–2 года.

Упрямые трехлетки

Переходный возраст у детей 3 лет может начинаться как раньше, так и позже означенного срока. Все зависит от индивидуальных особенностей.

В этот период кроха впервые начинает осознавать себя как личность, устанавливать границы дозволенного. У него впервые начинает формироваться собственное «я».

Еще вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня перед вами – упрямый, постоянно плачущий и капризничающий вредина.

Яркие проявления кризиса трехлеток

Пропустить такое изменение просто невозможно, признаки слишком очевидны. Переходный возраст у детей 3 лет выглядит приблизительно так:

  1. Кроха постоянно капризничает, ноет, требует все больше игрушек и маминого внимания. Кажется, что малыш никогда не бывает удовлетворен окончательно.
  2. Ребенок не слушается и демонстрирует свое равенство со взрослыми.
  3. Настойчиво пытается самостоятельно выполнять различные действия. Если ничего не выходит, плачет и закатывает истерику, но от помощи взрослых упрямо отказывается.
  4. Упорно пытается подчинить себе родителей. При малейшем сопротивлении закатывает истерику, вынуждая подчиниться.
  5. Многие ранее любимые вещи и люди вызывают отрицание: любимый мишка заброшен в угол, обожаемая бабушка воспринимается как чужой человек.
  6. Абсолютно не воспринимает слова «нельзя» или «нет». При попытке принудить к чему-либо устраивает публичные истерики.
  7. Совершенно не слушает объяснений, убегает от родителей, бросая их посреди дороги.

Как реагировать родителям?

Итак, вы убедились, что у ребенка переходный возраст. Как себя вести с маленьким деспотом? Прежде всего нужно запомнить, что крик — неподходящее оружие в борьбе с возрастными изменениями. Родителям придется собрать все нервы в кулак и проявить максимум терпения.

Вот несколько советов:

  • Ребенок — ваше отражение. Чем спокойнее будет вести себя мама, тем быстрее ребенок станет повторять за ней и успокоится сам.
  • Не критикуйте. Каждое правильное действие сопровождайте похвалой. Если что-то не выходит, не вешайте ярлыки.
  • Позволяйте ребенку принимать решения. Он может сам выбрать штанишки в детский сад или подобрать имя для хомячка.
  • Покажите свою любовь. Не ругайте малыша за мелкие шалости. Похвалите вымытую за собой чашку, даже если ее придется перемывать снова.
  • Не сравнивайте кроху с чужими детьми. У детей такого возраста просто нет чувства соперничества.
  • Позволяйте ребенку иногда победить, особенно в тех моментах, которые не так уж и принципиальны. Хочет примерить старую мамину юбку? От этого ничего страшного не случится.
  • Признавайте за ребенком право быть взрослым. Расскажите ему, как ведут себя взрослые. Старайтесь доступно объяснить все сто тысяч «почему».

Особенности развития первоклашек

Если переходный возраст у ребенка-трехлетки благополучно миновал, родители могут немного расслабиться и отдохнуть. Но только немного. Буквально через пару лет их ждет новый виток развития событий.

С началом школьного возраста ребенок проходит сложную перестройку периферической нервной системы, испытывает эмоциональное перенапряжение, быструю утомляемость. Но при этом выказывает особую подвижность и активность.

Переходный возраст ребенка 7 лет чаще всего связан с появлением нового вида деятельности — учебы. Вчерашний детсадовец стремится побыстрее стать взрослым, пойти в школу. При этом он до сих пор мыслит образами. В этот период детям достаточно трудно долгое время концентрировать внимание на одном предмете. Чем ярче образ, предложенный учителем, тем легче ребенку запомнить то или иное понятие.

Признаки кризиса 6–7 лет

Переходный возраст у детей 6 лет также проявляется достаточно ярко. Основными признаками этого этапа становления личности являются:

  • непослушание, попытка игнорировать просьбы и указания взрослых;
  • кривляние и передразнивание окружающих, чаще всего родственников;
  • плохо мотивируемые приступы гнева (крики, истерики, швыряние игрушек);
  • разделение собственного «я» на внутреннее и публичное;
  • манерничанье, гримасы, позирование всегда и везде, копирование поведения взрослых;
  • требование от взрослых признания собственной «взрослости».

В этот период ребенок становится очень «неудобным». Нарушаются устоявшиеся взаимоотношения «взрослый – ребенок», и родители обращают внимание исключительно на момент послушания. Слишком большие усилия, приложенные в этом направлении, могут сломать психику чада, сделать его вялым, безвольным, выработать привычку бездумно подчиняться более сильному или взрослому человеку.

Как договориться с «новым» ребенком?

Переходный возраст у ребенка 6–7 лет требует особенного подхода. Взрослым необходимо пересмотреть свой подход в воспитании:

  • Разрешите ребенку проявлять разумную самостоятельность. Определите круг обязанностей, которые он может выполнять наравне со взрослыми (кормить кошку, выносить мусор, гулять с собакой).
  • Иногда напоминайте ребенку, что в некоторых случаях он не может заменить маму и папу. Устройте «день наоборот». Пусть ребенок постарается самостоятельно выполнять ваши обязанности, а вы на это время станьте на его место.
  • Договаривайтесь. Ребенок такого возраста должен понимать, что любое обещание имеет ценность.
  • Оставьте за ребенком право иметь плохое настроение. Малыш вправе грустить, радоваться или даже поплакать, если ему горько и обидно.
  • Покажите ребенку способы выплеснуть агрессию. Можно, например, повесить в доме боксерскую грушу или запастись пачкой старых газет, которые можно комкать и рвать в приступе ярости.
  • Если договориться не получается, используйте принцип «мягкого давления». Ровным и спокойным голосом повторите правила поведения, установите границы дозволенного. К примеру, более слабых нельзя бить никогда, с бабушкой нельзя разговаривать, как с подружкой и сверстницей, перебегать через дорогу недопустимо. Когда ситуация не принципиальна, не настаивайте. Позвольте ребенку самому сделать выбор и ощутить его последствия.
  • Разговаривайте с детьми. Расскажите, что и у вас в жизни тоже бывали конфликты и трудные периоды. Поделитесь своим опытом выхода из различных ситуаций, вместе проговорите, что еще можно сделать.
  • Откажитесь от наказаний, психоэмоционального и физического давления. Ребенок, к которому в детстве часто применяли ремень, навсегда усвоит, что прав тот, кто старше и сильнее.

Половое созревание

Переходный возраст у детей 12 лет связан с началом полового созревания, формированием взрослой модели поведения. Подросток начинает анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, критически оценивать поступки и слова окружающих его людей. Ребенок ищет свое место в социуме, сознательно принимает или отторгает различные моральные устои.

Переходный возраст у ребенка такого возраста сопровождается бурным ростом, перестройкой гормонального фона и заметными физиологическими изменениями. Все это оказывает заметное влияние на психику подростка, делает ее лабильной, неуравновешенной. Отсюда эмоциональные взрывы, частые перепады настроения.

«Вишенкой на тортике» часто являются всевозможные подростковые недуги. Кости, мышцы, сосуды просто не успевают за общим стремительным ростом организма. Отсюда – частые головокружения, потливость, гипоксия, обмороки, учащенное сердцебиение, боль и ломота в суставах и мышцах. Ну а традиционные угри на лице и вовсе не добавляют оптимизма.

Почему так происходит?

Физиологические процессы, скрытые от глаз окружающих, вызывают у подростков ощущение дискомфорта, эмоционального перенапряжения, тревоги и усталости. Добавляют «приятных» минут повышенные учебные нагрузки. При снижении успеваемости родители часто усиливают давление.

Ребенок часто «теряет себя», старые ориентиры больше не действуют, а куда двигаться дальше, он еще не понимает. Нарастает чувство растерянности, внутренней тревоги, потери собственного «я». Собственного жизненного опыта подростка еще слишком мало для принятия взвешенных решений, а обратиться за советом и помощью к взрослым мешает чувство гипертрофированной самостоятельности.

Эти непонятные подростки

Как домашние могут понять, что у ребенка переходный возраст? Что делать? Как помочь не потерять себя?

Вряд ли вы не заметите начало изменений. В этот период вчерашний первоклашка меняется очень быстро, причем как физически, так и эмоционально. Вы можете поздравить свою семью с началом подросткового кризиса, если:

  1. Ребенок начал усиленно расти и за последний год прибавил более 10 см.
  2. У подростка начали проявляться вторичные половые признаки.
  3. Кожа на лице, спине или груди «расцветает» угревой сыпью и прыщами.
  4. Еще вчера спокойный и ласковый ребенок начинает проявлять агрессию, грубит, хамит и спорит чаще, нежели обычно.
  5. Стесняется проявления родительского внимания и ласки при посторонних.
  6. Становится невероятно обидчивым, бурно реагирует на то, что раньше и не замечал.
  7. Подросток страдает резкими перепадами настроения, стремится проявить свою индивидуальность (кольцо в носу, зеленые волосы, штаны с дырками и т.д.).
  8. Предпочитает проводить больше времени с друзьями, чем с родителями.
  9. Ребенок стремительно теряет самооценку. Из уверенного в себе лидера класса может за несколько месяцев превратиться в стеснительного и закомплексованного одиночку.

Чем «порадуют» мальчики и девочки?

Переходный возраст у ребенка напрямую связан с изменением гормональной активности. Это приводит к резким перепадам настроения, депрессии, агрессии, замкнутости или повышенной тревожности.

Подросток пытается отвоевать личное пространство. Из-за этого часто происходят конфликты, ведь ребенок пытается выйти из-под опеки взрослых.

Отношения в коллективе также начинают накаляться. Стремление к лидерству приводит к конфликтам между сверстниками. Это может стать причиной асоциального поведения. Стремясь продемонстрировать окружающим свою крутость, подросток может примкнуть к плохой компании, начать курить и употреблять алкоголь.

Сложные отношения в коллективе могут привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя изгоем. Он замыкается в себе, становится мрачным и угрюмым. В компании ровесников такой ребенок будет испытывать постоянное чувство унижения.

Большое значение придается вопросам внешнего вида. И парни, и девушки начинают проводить больше времени в ванной или перед зеркалом. Ранее безразличный к одежде ребенок начинает требовать супермодных дорогих нарядов.

Возникают проблемы первой неразделенной любви. Неудачный первый опыт общения с противоположным полом может наложить очень сильный отпечаток на формирование самооценки и личности подростка в целом.

Как помочь подростку принять себя?

Излишняя критичность, часто проявляющаяся в выражениях ребенка, направлена не только на окружающих, но и на него самого. Постарайтесь объяснить подростку, чем он хорош. Покажите его сильные и слабые стороны. Отмечайте успехи, хвалите и не давайте зациклиться на неудачах. Это поможет поднять самооценку юноши или девушки.

Не мешайте ребенку общаться со сверстниками. Помогите выстроить отношения в коллективе. По мере возможности один на один разбирайте происходящие конфликты, предложите несколько вариантов выхода из ситуации. Расскажите о своем опыте решения подростковых проблем.

Не смейтесь над новыми увлечениями. Хочет учиться играть на гитаре? Стойко терпите ежевечернее бренчание. Планирует вставить в нос кольцо? Обсудите и этот вариант. Не мешайте подростку самовыражаться, иначе он перестанет делиться с вами своими мыслями. Дайте понять, что вы будете любить дочь и с красными волосами.

Старайтесь как можно спокойнее относиться к эпатажным выходкам подростка. Позвольте ему «перебеситься». Конечно, если это не несет опасности окружающим и ему самому.

Разрешите подросшему отпрыску совершать собственные ошибки. Предупредите его о возможных последствиях и дайте возможность самостоятельно принять решение. Конечно, перед этим важно убедиться, что поведение ребенка не повлечет критических последствий.

Помощь психолога

Родители не всегда понимают, как правильно общаться с ребенком в такой сложный для него период. У них просто не хватает знаний, выдержки или свободного времени. Идеальным выходом может стать консультация психолога. Особенно это важно в таких ситуациях:

  • подросток очень сильно устает и даже отказывается от еды;
  • грубит всем взрослым без разбора;
  • буквально требует, а не просит карманные деньги;
  • демонстрирует суицидальные наклонности;
  • проявляет заметную агрессию;
  • не идет на контакт, замыкается в себе.

Всякий кризис — тяжелое испытание как для самого ребенка, так и для его родных. Специалист поможет наладить контакт и легче преодолеть сложный период. Родителям будет легче проявить чуткость, понимание и принять «нового» члена своей семьи.

Источник: https://FB.ru/article/407040/perehodnyiy-vozrast-u-rebenka-kogda-nachinaetsya-priznaki-i-simptomyi-osobennosti-razvitiya-sovetyi

Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком

С какого возраста у детей

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет.

Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им.

Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа : ранний, средний и поздний.

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понять , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются первые волоски на лобке.

В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.

Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами. 

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет.

К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость.

Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.

Каковы особенности детей переходного возраста

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях .

Их очень смущают пристальные взгляды

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Они принимают невыгодные решения под влиянием компании

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

14 лет называют самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

У них ухудшается память

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Их не мотивируют наказания

Нейропсихологи установили , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Они находятся в поиске себя

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.

Источник: https://Lifehacker.ru/perexodnyj-vozrast/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.