Родители объясняют ребенку

Как говорить с детьми о разводе: в 3, 7 и 15 лет

Родители объясняют ребенку

Родительский развод — серьезное потрясение для ребенка любого возраста. Во многом еще и потому, что взрослые в этот кризисный момент усугубляют ситуацию своим поведением. Как объяснить ребенку, почему папа и мама больше не вместе, ведущей прямых эфиров «Литтлвана» Наталии Зимной рассказала Алена Сверба, семейный психолог и психотерапевт. Публикуем основные тезисы этой беседы.

Как говорить о разводе с детьми до 10 лет

О разводе ребенку следует сказать, даже если он об этом не спрашивает. Как именно, зависит от возраста, но слова: «Мы с папой/мамой теперь не вместе, мы больше не муж и жена» должны прозвучать в любом случае. Не стоит думать, что он не поймет или что молчанием вы защищаете его от тяжелых переживаний. Это не так.

Мало того, о разводе нужно говорить безапелляционно. То есть: «Решение принято. Ничего не изменится». Чтобы ребенок не питал надежд, что он может как-то изменить ситуацию. Однако, сообщая ребенку о разводе, у вас должна быть полная уверенность, что это точно развод, а не «проба пера». Если сами взрослые в этом не уверены, не стоит начинать разговор с ребенком.

Если о разводе сообщает только один родитель, это может вызвать тревогу у малыша (она часто рождается там, где есть неопределенность). Или ему будет казаться, что это не обоюдное согласие.

Чем младше ребенок, тем больше он чувствует себя частью родителей. Когда в таком сложном разговоре участвуют оба, это защищает ребенка от тяжелой эмоциональной реакции.

Поэтому крайне важно маме с папой договориться о том, чтобы присутствовать в этом разговоре вместе. Несмотря ни на что. Если кому-то трудно говорить, он может молчать, но быть рядом.

Также важно, чтобы в их словах прозвучала уверенность в том, что они справятся и что происходящее — это не ответственность ребенка.

Говорить о ситуации следует честно, но нейтрально. Не добавляя свой ужас, обиду, агрессию. Например: «Папа так расстроился, что не хотел с тобой говорить об этой плохой новости.

Поэтому приходится говорить одной мне». Без эмоционально окрашенных фраз вроде: «Гад, бросил меня в такой ситуации». У ребенка должна остаться информация, а эмоциональную окрашенность он сформулирует сам и позже.

Пусть это будет только его отношение.

Или, если ребенок спрашивает, почему не звонит папа, так и отвечайте: «Папа не звонит, потому что не может». Не надо объяснять почему. Можно сказать: «Мне тоже грустно и жаль. Но сейчас он не может с тобой общаться». Только факты.

Существует миф, что детям до трех лет можно ничего не говорить, потому что они все равно ничего не поймут. Это не так. Любая обращенная к ребенку речь будет понята, более того — нужна, чтобы избежать определенных психосоматических последствий.

Ребенок до трех лет переживет родительский развод быстрее и проще. Не нужно вдаваться в подробности. Достаточно сказать: «Мы не живем в одном доме и не спим в одной кровати». Также важно объяснить ребенку, что отношение родителей к нему не изменится. Папа будет приходить к нему, брать его в гости, на прогулки, в кино и т. д. Озвучивать стоит вещи, которые понятны ребенку из его опыта.

Если ребенок не понимает, почему родители расстались, отвечайте, что вам трудно было ужиться вместе, и вы разъехались, чтобы не ссориться. Это не папа бросил вас обоих, а два взрослых человека (муж и жена) приняли такое решение. Ребенку важно видеть, что вы знаете ответ и спокойны. Даже если это совсем не так.

Возраст с трех до семи лет — самый сложный, потому что именно в это время ребенок склонен чувствовать себя виноватым в семейных конфликтах. «Если папа ушел, значит, он не любит меня. Значит, я плох чем-то». Это происходит на бессознательном уровне.

В этом возрасте можно и нужно говорить о чувствах: «Мы больше не любим друг друга, нам трудно уживаться вместе. Такое бывает. Мы больше не муж и жена, но мы остаемся твоими родителями.

Бывает, что проходит любовь между женщиной и мужчиной, но любовь к ребенку не проходит никогда».

Помочь пережить развод родителей ребенку до 6 лет помогут психологические сказки. Это тот возраст, когда активно развивается фантазия, правое полушарие. Сказок на тему развода не очень много, но несколько штук вы найдете в сети.

Есть те, что рассчитаны на малышей до трех лет, есть — от трех до шести. Там заданы все сложные вопросы, даны метафорические ответы.

Рекомендую сказку о том, как рыбка жила в одной бурной реке, где образовались два рукава — из сборника «Антикапризин: 50 терапевтических от 33 капризов». Еще «Папа теперь живет на улице Генриха».

Сложность возраста 5—7 лет в том, что именно в этот период чаще всего проявляется психосоматика. Приходит пора начальной школы, стресс, возможна неуспеваемость, неврозы. С другой стороны, и круг людей, которые могут помочь, расширяется. Это учителя, воспитатели, родственники.

Ребенку важно понять, что эта история не изменится. Как бы хорошо он себя ни вел. Часто тревожные чувствительные дети думают, что сейчас они станут вести себя лучше (у некоторых детей так проявляется депрессия), начнут угождать папе и маме — и тогда все изменится. Нужно объяснить ребенку: «Не изменится ничего. Это наша ответственность — не твоя».

Негативные чувства на почве развода у взрослых — это нормально. Относите их психологу, подругам, родителям. Но нельзя вымещать негатив через ребенка или в присутствии ребенка.

Часто родители делают это, не осознавая — например, общаясь с кем-то по телефону. А потом дети на приеме говорят: «Папа нас бросил». На деле выяснятся, что папа ребенка не бросил, он с ним встречается, старается хранить контакт.

Но установка «нас бросили» формирует сильный негативный посыл.

Дети в 3 года вполне могут понимать телефонные разговоры на тему развода. Даже не говорящие дети улавливают суть услышанного. Если вы плачете или говорите с агрессией, называя имя бывшего мужа, этого достаточно, чтобы ребенок понял, что мама переживает из-за отца.

Не стоит запрещать ребенку 3–7 лет общаться с новой семьей папы/мамы, поскольку в ситуации неопределенности тревожные дети рисуют самые страшные фантазии. Реальность обычно не так страшна. Да, тяжело простить обиды.

Но нужно рассматривать ребенка не как собственное нарциссическое расширение, а как другого человека. Общение с другой семьей, братьями и сестрами, родными или сводными может обогатить ребенка.

Если его там не обижают, то это только расширит его доверие к миру.

Воспитатели или учителя часто видят, что ребенок находится в неустойчивом психологическом состоянии. Но тема развода — это ответственность родителей. Чтобы разговаривать с ребенком на эту тему, нужно получить согласие. Помочь ребенку можно, проигрывая эти ситуации в играх, читая сказки. Если мама или папа скажет: «У нас все в порядке.

Не надо говорить с моим ребенком», можно попробовать сгущать краски: если ничего не менять, ребенок может плохо спать, есть, не играть с детьми, возможен энурез. Родители часто не верят, что причина в разводе: «Да он даже не понял, что произошло! Он ни разу не спросил про это, не усложняйте». Тут можно посоветовать обратиться к психологу.

Задача взрослых — контейнировать негативные чувства ребенка. Показывать, что мы от них не разрушаемся, а обрабатываем и возвращаем в другом виде. Тогда он не будет затыкать свою злость, она не уйдет в психосоматические проблемы.

Еще и поэтому крайне важно оставаться на нейтральной волне: «Я понимаю, что ты злишься и ревнуешь. Но так бывает в жизни. Это не только у нас. Папа остается твоим папой. Он не делит свою любовь между тобой и другими детьми — он любит всех одинаково».

Это могут быть стереотипные фразы.

Важно замечать эмоции, называть чувства: «Я вижу, что ты злишься. Вижу, что тебе грустно». Если ребенок постарше, можно дать обратную связь: «Мне тоже грустно от этого. Но я справлюсь. У меня есть поддержка».

Ни в коем случае оставшийся с мамой мальчик не должен становиться на место мужчины в доме, когда мать своими поведением, слезами показывает свою беспомощность и ребенку приходится взять на себя ответственность за происходящее. Но он не мужчина, а ребенок и должен им оставаться.

В ситуации развода родителей ребенок получит новый опыт, прошлым он не будет никогда. Но это не катастрофа, а перемены, которые нужно прожить: грусть, печаль, агрессию. Он может задавать вопросы и должен получать на них ответы.

Как говорить о разводе с детьми старше 10 лет

Как правило, подростки сразу понимают, что в семье что-то пошло не так. Потому что они очень чувствительны в этот период жизни. Несмотря на задачу сепарироваться от родителей, именно в этот момент они чрезвычайно внимательны к ним.

Как любой стресс, развод нужно назвать и пережить. Жить как соседи — совсем неправильно, поскольку мы даем подросткам наглядную модель, что можно рядом жить и не взаимодействовать, без гармонии, без любовных отношений. Не стоит так делать.

Редкий подросток будет готов вступить в распространенный диалог о разводе родителей. Но это и необязательно. Ваша задача — донести информацию. Ждать уточняющих вопросов или что он поделится чувствами не стоит.

Если подросток отказывается слушать вас, защищается, это значит, что он уже обо всем догадался. Эта агрессия, которая направлена на родителей или, чаще всего, на кого-то одного. Они могут демонстрировать агрессию, злость на обоих родителей из-за того, что те не смогли договориться и так произошло.

Не всегда развод будет восприниматься подростком как трагедия. Если со стороны отца, например, было эмоциональное насилие, алкоголизм, то это будет воспринято как облегчение. Много раз взрослые люди у меня на приеме вспоминали о родительском разводе так: «Когда отец ушел, в доме настало спокойствие».

В ситуации, когда для ребенка все было комфортно, требуется более взрослое объяснение: «Да, у нас было много приятного и хорошего, но теперь мы будем жить отдельно, поскольку каждый человек хочет быть счастливым в личных отношениях, в гармонии с собой, это залог счастья. Мы сохраняем отношения, но не как мужчина и женщина. Мы твои папа и мама навсегда, и это не изменится». Можно сказать, что чувства угасли, что хочется разного быта, какого-то духовного развития. Объяснения могут быть разными, но приближенные к реальности.

Ответные реакции подростков могут быть сильными. Вероятно асоциальное поведение. Они могут удариться во все тяжкие или начать активно выражать свои эмоции: агрессию, протест, нежелание слушать. Этот натиск нужно выдерживать и все равно оставаться рядом. Ни оправдываться, ни усиливать. Просто контейнировать эмоции, говорить: «Да, к сожалению, — это так».

Если подросток не хочет знакомиться с новой семьей папы или мамы, требуется ждать. Не настаивая, а напоминая: «Когда ты будешь готов встретиться — скажи нам». Наступит тот момент, когда подросток скажет «да». По большому счету это завуалированная агрессия: «Ты хочешь, чтобы я познакомился с твоей семьей? А я наказываю тебя своей обидой».

Чем старше подросток, тем больше можно сказать о своих чувствах, переживаниях. Например, часто, когда папы делятся: «Так вышло, я полюбил другую женщину», подростки берут на себя роль психотерапевта. Такие разговоры полезны, хоть и довольно неприятны для взрослых.

Чем больше взрослый сын или дочь позволяют говорить вам, тем больше у них опыта и крепче ощущение, что они пережили это вместе. Старшим подросткам можно рассказать, что тяжело терять близкого человека, что любовь не прошла. Ребенку в младшем возрасте такие подробности не нужны.

А старшим могут быть полезны.

Единственный запрет — не касаться сексуальной темы: кто кому и как изменил, кто кого и как завлек. Можно обсудить это с подругой, психологом, но не с детьми.

Можно говорить о том, что вы злитесь, не хотите общаться с бывшим мужей/женой. Но подросток должен видеть, что вы можете проживать негатив, оставаясь в адекватном состоянии — то есть способным работать, быть в контакте, заботиться о своих детях.

Подростковый возраст сложен сам по себе. Если ребенок проживает его по-настоящему — с протестами, то психолог не помешает никогда. Но если подросток очень тревожный или агрессивный, обязательно нужно отвести его к психологу, потому что все его сложности акцентуируются, начнут проявляться сильнее. Развод может быть спусковым крючком.

Родителям важно выстроить свои границы. Дети не могут рулить родителями и диктовать, с кем тем жить. Отношения между ребенком и новой маминым мужем/папиной женой в любом случае строятся через родителя. Он в ситуации главный, и именно ему нужно проявить уверенность и четкость, обозначив ситуацию: «Мне очень нужен этот человек, и я хочу с ним жить».

После 11 лет в России у ребенка спрашивают, с кем он останется — и порой дети выбирают папу. Да, это печально для мамы. Но я бы доверяла ребенку, его выбору. Есть отцы, которые способны хорошо заботиться о детях. Важно, чтобы у мамы была возможность проводить время с ребенком — вместе путешествовать, жить вместе на каникулах, периодически встречаться, заниматься совместными делами.

Кроме того, для самого подростка хорошо, если мама не кладет себя на алтарь, как жертва ребенку.

Еще больше советов от психологов по самым актуальным родительским проблемам – на портале Littleone.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/littleone/kak-govorit-s-detmi-o-razvode-v-3-7-i-15-let-5d47dd554735a600ac479128

7 вещей, которым родитель должен научить ребенка

Родители объясняют ребенку

1. Понимать язык эмоций и владеть им, понимать свои чувства, уметь их называть и выражать.

Это самый важный и главный пункт. Если взрослый постоянно подавляет свою злость, грусть или печаль, или полностью игнорирует собственные чувства, то это, как правило, рано или поздно, приводит к состоянию депрессии, разрушению здоровья или неконтролируемым вспышкам раздражения, гнева, эмоциональным срывам.

Понимание самого себя позволяет избежать ситуаций, в которых эмоции определяют поведение и не идти у них на поводу. Также этот навык помогает строить любые отношения наиболее гармоничным способом.

Как правило, за эмоциональную сферу детей в семье больше всего отвечает мама. Она всегда тонко чувствует внутренний мир, переживания ребенка и помогает стабилизировать его состояние.

2. Быть самостоятельным.

Самостоятельность – один из признаков психологической личностной зрелости. Важно научить ребенка мыслить самостоятельно, принимать решения, планировать и оценивать свои действия, удовлетворять свои потребности.

Самостоятельность развивается примерно с 2,5-3 лет, когда мы предоставляем ребенку выбор и разрешаем его осуществить. Малыш сам может выбрать одежду для прогулки, фрукт для перекуса, музыку для танца.

Но тут есть один очень важный момент – взрослый должен принять этот выбор, согласиться, позволить ребенку его совершить.

Потому что основная задача родителя заключается в том, чтобы расширять границы самостоятельности по мере того, как малыш взрослеет.

Очень многие родители наоборот бессознательно воспитывают несамостоятельных детей. Например, чрезмерно опекая и оберегая от сложностей разного рода выборов и неблагоприятных обстоятельств. Когда подростку в 15-17 лет продолжают готовить завтрак, или 40 летнего сына записывают к врачу.

3. Нести ответственность за свои поступки.

Совершая те или иные поступки, ребенок должен понимать, какие последствия они за собой влекут. Детей воспитывают последствия, а не слова. Поэтому, для родителей важно быть последовательными в своих действиях.

Например, если малыш не хочет убирать игрушки, одеваться, капризничает, то слова «Если ты не соберешься, мы опоздаем на автобус и не успеем в зоопарк» не должны быть просто словами.

Ребенок должен увидеть и почувствовать, что вместо запланированной часовой прогулки в зоопарке вы провели там всего 20 минут, и он не успел посмотреть на любимых обезьянок.

Если родители угрожают подростку: «Не будешь поддерживать порядок в комнате, тогда мы вынуждены лишить тебя поездки в летний лагерь» – важно сдерживать свои обещания и претворять их в жизнь.

Обязанность родителей – устанавливать границы и ограничения (в основном, это задача отца в семье), контролировать соблюдение последствий, но делать это необходимо с любовью, а не в жесткой форме и авторитарном стиле.

Ребенок же в свою очередь всегда будет активно испытывать границы на прочность, напористо их пробивать, искать лазейки. Благодаря этому и происходит изучение правды жизни, познание сути отношений и смысла ответственности.

4. Не бояться совершать ошибки, уметь их исправлять.

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок не наступал на свои «грабли», а учился на чужих ошибках. Но, к сожалению, без совершения собственных ошибок никак не обойтись. С раннего детства родителям важно научить ребенка такому навыку, как исправление ошибок и извлечение из них пользы.

Например, если разлил чашку с молоком, то показать, где находится тряпка и ведро, если сломал игрушку, то показать, как ее можно починить. Если с выполнением школьных заданий есть сложности, то также важно не торопиться указывать на ошибки, а дать ребенку возможность и время самому найти ее и исправить.

При этом важно не забыть оценить внимательность и умение самостоятельно справляться со своими неудачами.

https://www.youtube.com/watch?v=77W_ENdERGA

Польза такой привычки в том, что ребенок, уже будучи взрослым, не потеряет желание экспериментировать и не будет испытывать страх пробовать что-то новое, а наоборот, сможет воспринимать свои ошибки как полезный опыт.

5. Говорить «нет».

Это очень важный навык. Многие взрослые не умеют говорить «нет» своим партнерам, друзьям, начальникам, родственникам. Иногда, соглашаясь на что-то, у нас есть четкое понимание, для чего и зачем мы это делаем.

Но в других случаях, мы хотели бы отказаться, но нам не хватает уверенности и внутренних сил, нами движет желание быть вежливыми, удобными, милыми, дружелюбными. Во взрослой жизни страх отказать другому приводит к частым обидам, недосказанностям, недопониманию.

Когда мы идем на поводу чужих желаний и интересов, то, рано или поздно, начинаем ощущать на себе потребительское отношение.

Умение говорить «нет» формируется через логику, мышление и уважительное отношение к позиции ребенка. Пусть у ребенка будет возможность составить свое мнение в различных ситуациях, выразить свою точку зрения. Например, если ребенок не хочет есть макароны, то он всегда должен иметь право отказаться.

6. Защищать себя и свои границы.

Уметь не дать себя в обиду ребенок должен уже с детского сада. Это касается не только обид, нанесенных другими детьми, но и взрослыми. Бывает, что и сами воспитательницы могут говорить неприятные замечания типа «плакса», «неряха», «копуха» и т.д. Ребенок имеет полное право защитить себя на вербальном уровне: «Да, я не очень быстро одеваюсь» или «Да, я испачкался».

Важно научить ребенка защищаться, если его бьют. Показать, что необходимо выставить руку вперед, или словить на лету руку обидчика и сказать «Меня бить нельзя». Дети, которые глотают обиды и не рассказывают о них, по мере взросления могут стать жертвами буллинга школе, на работе и других коллективах.

7. Уметь обращаться за помощью и не бояться этого.

Многие дети, совершив какую-нибудь глупость или ошибку, часто бояться сказать об этом своим родителям. Обычно они думают, что те их накажут, разозлятся.

Если у родителей не сформированы доверительные отношения с ребенком, то страх будет мешать обратиться за помощью.

Поэтому, чтобы ни случилось, ребенок должен знать, что может рассчитывать на выручку и поддержку взрослого, что родитель не будет кричать или читать нотации, а всегда выслушает, поможет советом и делом.

Например, часто дети боятся в школе лишний раз задать уточняющий вопрос учителю, спросить что-то из-за страха показаться глупым. Объясняйте ребенку, что обращаться за помощью к другим людям, чего-то не знать или не понимать, спрашивать – это нормально. Например, спросить время у прохожего или уточнить название улицы и дома, если заблудился.

Запись на консультацию: +375 33 630-92-08 (Viber, Telegram, What'sApp)

Автор: Ольга Левко, семейный и детский психолог

11.03.2020

Получить консультацию

Источник: https://www.b17.ru/article/chemuroditeldolzhennauchitrebenka/

Почему родители учат уроки с детьми? И правильно ли это? Отвечают мама, психолог и педагог

Родители объясняют ребенку

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается согромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Мама: В мои школьные годы мне, если надо было, папа задачку объяснял, и ладно. Но, по-моему, в начальной школе у нас была не такая объемная программа. Наши дети во втором классе учились писать сочинения. У меня это было позже.

По моим наблюдениям, в начальной школе сына 50% родителей делали уроки с детьми, а 90% контролировали. 

Психолог: Родители часто говорят: “А теперь все родители делают уроки со своими детьми”. На самом деле это далеко не так. Но факт в том, что сейчас родители очень контролируют детей.

50 лет назад все было четко: будешь хорошо учиться — станешь инженером, плохо — дворником, удовлетворительно — пойдешь в ПТУ, будешь слесарем или токарем. Было ясно, в каких пределах тогда будет зарплата. А сейчас есть тревога: если не будет хороших оценок — что тогда? Гонка за хорошей успеваемостью — это еще и гонка за высокие баллы на ЕГЭ и престижный вуз.

К тому же я вижу сложности с обратной связью. Учителя жалуются, что родителей сложно вызвать в школу — они не приходят. Родители же опасаются, что узнают о проблемах ребенка, только когда уже надо будет нанимать репетитора.

Педагог: Не могу этого ни подтвердить, ни опровергнуть. Скажу так: мне не хотелось бы, чтобы это было нормой.

Для учителя домашнее задание — это обратная связь: по нему он видит, что на уроках получилось, что — нет, куда двигаться дальше.

Когда ребенок делает домашнее задание не сам, это усложняет работу учителя: он не знает, как ему достичь поставленных задач. И задание точно не должно быть таким, чтобы его нельзя было сделать без помощи взрослого.

А если ваши дети не сядут делать уроки без вас — надо помнить, что это возникло не само по себе. Мы, взрослые, создали для этого условия.

Мама: Сначала были прописи: он писал, а я контролировала, смотрела на эти палочки, крючочки, буковки. Сейчас задачки пошли, решаем вместе, разбираем условия.

С чем-то надо было просто сидеть рядом, что-то надо было объяснять. Сейчас, если прошла новая тема и сын ее не понял — значит, я буду сидеть объяснять, пока он не поймет.

Почему это должна делать я, а не учитель? Потому что учитель уже объяснил. Ну, не дошло до сына с первого раза — значит, объясню я.

Психолог: Что я вижу — родители вникают в задачки, решают их с детьми. Здесь есть закономерность: чем выше уровень образования родителей, тем им интереснее копаться в учебниках. Они ругаются на эти учебники, говорят, что они бестолково написаны, и пытаются переводить их на понятный детям язык.  

Педагог: Иногда надо объяснить ребенку своими словами условия задачи. Иногда он недопонял материал, и надо объяснить. Это нормально. Но если родитель, например, сам делает поделку для урока технологии — это точно неоправданная история. Я за то, чтобы ребенок делал сам то, что может. Даже если это будет не такая красивая поделка или рисунок. 

По-хорошему, взрослый должен появиться, когда ребенок сам о чем-то спросил. Или когда учитель просит обратить внимание родителей на какой-то момент. Но мне кажется, что если взрослый сидит рядом с ребенком, пока тот делает домашнее задание, — это тяжело дается и взрослому, и ребенку. 

Мама: Пока я справляюсь с его программой, но подозреваю, что классе в седьмом мне будет тяжеловато. Правда, сейчас бывают задачки с такими текстами — я читаю и ничего не понимаю! “Найдите 5/8 числа, 5/12 которого равны 160”.

Я думаю: что на что мне делить, что на что мне умножать? Пока я думала, он уже сообразил. Все решается в два действия, но пока мой взрослый мозг до этого дойдет… Но Никита видит: я участвую, я с ним.

А уж если мама ошиблась, это вообще восторг! Он великий математик — решил задачку быстрее матери.

Психолог: Если родитель хочет помочь ребенку получить хорошую оценку, он будет решать задачу не так, как учили его, а так, как требуют в школе. В любом случае нынешние 40–50 летние — то есть родители школьников — получили достаточно хорошее образование, чтобы прочитать современный учебник и понять, что хотят от ребенка.

Педагог: Смотря что считать эффективностью. Если папа, объясняя задачу, рассказал сыну о мире животных что-то, чего он не знал, это не поможет сегодня выполнить домашнее задание. Зато пригодится ребенку завтра.

Но да, желание помочь на деле может обернуться не теми результатами, которых хотелось бы. Для части родителей нынешние задания непривычны. Чего-то они не помнят. К тому же как бы мы ни пытались смотреть на задачки глазами ребенка, мы все равно видим их как взрослые.

Я как-то прорешала все срезовые работы за четвертый класс. И над одной задачкой, которая уже не влияла на оценку, мне понадобилось посидеть. А потом учитель математики показал мне решение — оно было на поверхности.

Но я опиралась на знания взрослого, а ребенок сделал бы это проще.

Мама: У нас в классе те родители, которые в начальной школе не учили уроки и не проверяли их, теперь активно этим занимаются. Потому что в пятом классе успеваемость детей резко снизилась.

Если в такой ситуации ребенок не найдет помощь в семье, то он будет тонуть в плохих оценках. И школа сделает все, чтобы с таким учеником расстаться.

А в наше время попасть в приличную школу несколько проблематично.

Психолог: Еслиребенок говорит: “Я чего-то не понимаю”, а родитель отвечает: “Да что ж ты такой бестолковый / мне сейчас некогда / что ты ко мне привязался” — в отношениях будут проблемы. Но также не надо учить уроки с ребенком так, чтобы он чувствовал себя в тюрьме, под полным контролем. Тогда учеба будет восприниматься как насилие. В гонке за оценками важно не перестараться.

Педагог: Если в учебе все в порядке, то ничего не изменится. Это же не родитель учится у учителя, а ребенок. Учитель — профессионал, и если у ученика что-то не получается с домашним заданием, то первый вопрос педагог должен задать сам себе. Для него это некая педагогическая задача, которую надо решить. Значит, к ученику нужен индивидуальный подход.

Мама: Бывало у нас такое: двенадцать ночи, а часть уроков еще не сделана. Я кипела. А потом поняла: от того, что я проорусь, он быстрее уроки не выучит. Поэтому — вдох-выдох.

Пойду себе кофейку сделаю, чашечку налью и сяду рядом: “Ну, что у нас там еще осталось?” Мне особенно сложно учить с ним стихи — я их всегда запоминала на раз-два, а ему это тяжело дается.

Я заставляю читать их по много-много раз: десять, двадцать, тридцать… Это помогает. Хотя “Бородино” мы осилили только до половины.

Психолог: Если говорить: “Ну что ты смотришь как баран на новые ворота на эту формулу, мы ее вчера проходили?!” — ребенок станет паниковать, и результаты будут только хуже.

Наблюдайте за своим ребенком: может, в восемь вечера он клюет носом, а в девять начинает соображать лучше? Тогда надо ориентироваться на его ритмы.

Он переплетает руки и ноги, у него плечи идут вверх? Это говорит о напряжении, а из-за него могут тормозиться когнитивные процессы: проще говоря, он будет хуже соображать. Он хнычет, не хочет что-то делать? Дайте ему возможность переключиться.

Можно пообнимать, похвалить, вместе погулять с собакой. Хорошие результаты будут, только если ребенок весел и доволен.

Педагог: Надо найти его причину. Вас раздражает непонятное задание или есть вопросы по срокам? Обсуждайте это с учителями. Если школа и родители не найдут общего языка, заложником будет ребенок.

Или, например, вы знаете, что вашему ребенку трудно учить стихи.

Стоит сказать учителю: “У нас такая проблема, что посоветуете?” Только выберите время — учитель тоже живой человек, он тоже иногда мама, не надо разговаривать, когда вы оба уставшие.

Мама: Недавно Никита сам выучил и сдал два стихотворения Некрасова. Я даже не поняла, когда он это сделал! Я считаю, что он герой: когда он мне их прочел на каникулах, я подумала: “Мамочки, как мне страшно, как это учить, там такие слова!” Никита копил на приставку.

Часть его денег — это подарки на праздники, часть — награда за оценки. Поэтому лишняя пятерка ему была нужна. Сейчас приставку привезли, а у нас правило: пока не выучишь уроки — никаких игр на компьютере. Гулять — пожалуйста, а компьютер — нет.

Поэтому в выходные он делал уроки и на понедельник, и на вторник: читал “Кавказского пленника” и про касты в Индии и пытался мне пересказывать.

Психолог: Лучше всего приучить ребенка: не я с тобой делаю уроки, а ты спрашиваешь, когда нужна помощь. Но совсем дистанцироваться и слишком рано начинать видеть в своих детях ответственных, сознательных и взрослых людей — это тоже ошибка. Тогда ребенок может говорить, что он все понимает, а потом окажется, что там чистый лист.

Очень хорошо работают внеплановые проверки. Не когда тетради проверяют каждый вечер, а именно внеплановые: “Хочу посмотреть, что у тебя с уроками, покажи”. Это дисциплинирует ребенка.

Педагог: Это точно не должно быть наказанием: “Раньше я учил с тобой, а теперь давай сам”. И важно все делать постепенно. Не говорить ребенку, что он чего-то не может.

Где-то поддержать его, не забыть похвалить — это мотивирует. Если ребенок не хочет делать сам, капризничает — надо понять, в чем проблема. Предложить компромисс: ты выучишь сам, а потом придешь мне рассказать.

И так пошагово сокращать время, которое вы проводите с ребенком за уроками.

Бэлла Волкова

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7732189

Как сказать о разводе ребенку

Родители объясняют ребенку

Практикующий психолог и психотерапевт Наталия Преслер написала пособие для родителей «Как объяснить ребенку, что… Простые сценарии для сложных разговоров с детьми» (издательство «Питер»).

В нем она изложила простые сценарии, опираясь на которые, можно объяснить ребенку, что такое старость и смерть, откуда берутся дети, почему люди расстаются и обманывают друг друга и о многом другом.

«Сноб» публикует главу, в которой говорится, как правильно и объективно донести до ребенка новость о разводе

Фрагмент картины Поля Гогена «Мисс Лулу», 1890. Фонд Барнса, Мерион, США Rawpixel

Важно дать ребенку простые понятные объяснения без подробностей, связанных с вашей интимной жизнью и обидами. Заранее сформулируйте, как будет звучать ваша версия случившегося в пересказе на понятный ребенку язык.

Детям не нужны сложные путаные объяснения. Часто взрослые прибегают к ним, чтобы замаскировать нежелательную информацию, или если не знают, как это детям объяснить.

Поэтому сначала подумайте, сосредоточьтесь и объясните себе, что произошло.

Вот примеры понятных фраз:

• «Еще до твоего рождения мы поняли, что не будем жить вместе». (Про угасшие чувства слишком рано, про «разлюбили» тоже не очень понятно.)• «Нам больше не нравилось делать вместе те вещи, которые раньше нравилось».

• «Мы решили, что не будем больше жить вместе. Это значит, что каждый из нас будет заботиться о тебе, но уже не в одной квартире».• «Мы больше не будем мужем и женой. Мы собираемся развестись».

• «Развод — это когда муж и жена перестают жить вместе.

Но мы остаемся твоими родителями».

Вот важные тезисы, которые следует донести до ребенка вне зависимости от возраста. Повторять эти фразы или их вариации желательно несколько раз за разговор: 

• «Я все равно останусь твоей мамой, а папа — твоим папой. После развода мы оба останемся твоими родителями».• «Я все равно буду любить тебя, и папа будет любить».• «Мы оба будем заботиться о тебе».• «У нас есть план».

• «Это не твоя вина».

Говорите правду

Не нужно придумывать красивую и печальную историю взамен той, что вам не по душе. 

Но правда должна быть объективной. Правда — это не ваша правда. Ваша интерпретация случившегося субъективна. Ваш взгляд на ситуацию ребенок сможет воспринять адекватно как раз тогда, когда подрастет. А пока важно сказать ему о фактах, без интерпретаций: кто его биологический отец, где он теперь.

Ребенку не важно, забеременела ли его мать случайно, мешала ли свекровь отношениям супругов, выносил ли отец из дома вещи, чтобы сделать ставку на матч, изменял ли он жене, лежал ли на диване, вместо того чтобы работать, был ли безответственным.

Это все важно для женщины, а не для ребенка, однако именно это мать порой так хочет донести до него и именно эту трудную правду имеет в виду. Но это лишняя информация, не имеющая к ребенку отношения.

Ему важно знать, бросили его или нет. Должно быть ощущение, что нет, что он тут ни при чем. Поэтому подойдет простое и понятное общее объяснение: «Нам с твоим папой не нравилось больше жить вместе, и мы решили, что будем жить раздельно». Это объяснение будет правдивым и для цивилизованного развода, и для «разлюбили», и для мужа-алкоголика или агрессора.

Если никогда не жили одной семьей: «Мы решили, что не хотим жить вместе и жениться». Это объяснение подойдет и для случайной беременности, и для других ситуаций.

Еще раз подчеркну, что вашу версию вы тоже можете изложить ребенку, но когда он выйдет из возраста беспрекословной веры родителю, чтобы не воспринять ее как единственно правильную, когда он сможет видеть мир с оттенками и мыслить критически, а не категориями «хороший — плохой».

Даже если отец совершил нечто ужасное и это стало причиной развода, об этом тоже можно сказать ребенку, не обманывая его, но и не пугая. Например, если отец в тюрьме, но собирается вернуться: «Твой папа сейчас в тюрьме.

Это такое место, куда отправляют, если взрослый человек совершил неправильный поступок. Он не может выйти до времени, которое назначено. Твой папа вернется, когда… Мы можем общаться с ним в письмах (или не можем)».

Издательство: Питер

Если ребенок спрашивает: «Почему вы разводитесь?», «Почему ты ушла от папы?»

Родителей порой ставят в тупик эти вопросы: почему он ушел, почему вы не захотели жить вместе, почему он умер и пр. Это не просто желание знать причину — это протест против несправедливости случившегося с ним, с ребенком.

Как если бы он говорил: «Не хочу, чтобы так было!» Родитель попадает в ловушку, пытаясь найти приемлемые для ребенка объяснения. Скажем, папа злоупотреблял спиртным, и мама в ступоре, как рассказать об этом ребенку, не очерняя его отца. Не попадайтесь на эту удочку.

Вопрос малыша «почему» не про логику и не про причины, а про то, как тяжело ему без папы. Вот об этом и говорите: «Знаешь, бывают очень разные семьи. Ты это видишь и знаешь. В нашей семье — ты и я. С папой мы развелись, когда ты был совсем маленьким.

Тебе хотелось бы, чтобы этого не произошло, да? Наверное, ты мечтал, воображал, что папа живет с нами. Ты бы очень этого хотел. И тебе обидно и грустно, что этого не случилось». Так вы нормализуете сложившуюся ситуацию, поговорите о его чувствах, создадите пространство, где можно выражать тяжелые мысли и переживания.

А дальше придерживайтесь простого объяснения: «Маме и папе не нравилось больше быть вместе. Мы поняли, что не хотим жить вместе всю жизнь. Так иногда бывает». Совсем маленьким детям можно коротко ответить: «Это грустно, что так случилось, тебе бы хотелось, чтобы папа жил с нами». 

Если ребенок спрашивает: «Папа меня не любит?»

Еще один вопрос с подвохом. Когда ваш сын или дочь спрашивает вас об этом, просыпается много собственных чувств. Например, обида: «Если бы любил, не ушел бы к той нехорошей женщине», «Да ему наплевать на нас, он даже не интересуется ребенком» и т. д. И тогда мама в ловушке: сказать такую правду ребенку как-то не комильфо. Какой выход? Спасительная ложь? Но здесь важно подумать вот о чем.

Правда об отце — это лишь версия женщины, от которой ушел мужчина. Мужчина не уходил от ребенка, не уходил, потому что не сложились отношения с ребенком, он ушел из семьи, потому что не сложились отношения с женщиной. Это не снимает с него ответственности, но в корне меняет ответ на вопрос, любит ли он ребенка. У матери есть факт — отец ребенка ему не звонит, не ищет встреч.

Но заявлять о том, что он его не любит, как минимум необоснованно. Что творится в душе у другого человека, не понять. Он может не звонить из чувства вины, которое разгорается всякий раз, когда он общается с сыном, поэтому он пытается его избежать, «забывая» позвонить.

Он может винить женщину в том, что она разрушила его отношения с ребенком, он не хочет видеть ребенка, потому что он «от этой женщины» и т. п.

Допустим даже, что отец был алкоголиком или игроманом. Для вас это означает, что «он выбрал водку/компьютерные игры, а не сына», но для него это психическое заболевание, зависимость, в которой очень много страдания и вины.

Он не выбирает — он болен. Поэтому, отвечая на вопрос об отцовской любви, постарайтесь отключиться от своих обид и разочарований, и скажите: «Он любит тебя, но по-своему. Не всегда получается быть рядом с тем, кого любишь».

Источник: https://snob.ru/entry/188133/

Основные ошибки родительского воспитания

Родители объясняют ребенку

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родительского воспитания.

1 ошибка родительского воспитания – обещание не любить ребенка, если он что-то сделает неправильно.

Угрозы перестать любить ребенка в случае какой-либо провинности с его стороны приводят к неожиданному для родителей эффекту: ребенок становится боязливый, из-за страха, что его перестанут любить, боится допустить малейшую ошибку, а в случае проступка начинает врать, чтобы не сердить родителей. Кроме того, поскольку обещание больше не любить никогда не исполняется, авторитет родителей в глазах ребенка падает, и ребенок перестает им доверять.

2 ошибка родительского воспитания – безразличное отношение к ребенку.

Если родители демонстрируют ребенку безразличие к его поступкам, сопровождающееся фразами типа «Делай, что хочешь, нам все равно!», ребенок начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Во-первых, это ухудшает самооценку ребенка.

Во-вторых, безразличие родителей провоцирует ребенка на плохие поступки, поскольку ему хочется проверить, действительно ли родителям все равно, последует ли за его действиями наказание или критика.

В-третьих, ребенок не способен самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому вырастает невоспитанным.

3 ошибка родительского воспитания – чрезмерная строгость.

Излишнее давление родителей на ребенка, воспитание в стиле «Делай только то, что мы тебе сказали» приводят к ряду негативных последствий. Во-первых, чрезмерная строгость лишает ребенка самостоятельности, ребенок считает себя во всем зависимым от родителей. 

Во-вторых, излишняя строгость в воспитании понижает самооценку ребенка, делает его неуверенным, зажатым, способствует развитию комплекса неполноценности. В-третьих, вырвавшись из под опеки родителей, ребенок будет стремиться нарушить все запреты родителей и попробовать сделать все, что ему запрещали.

4 ошибка родительского воспитания – излишнее баловство и опека.

Родители, стремящиеся оградить ребенка от всех жизненных трудностей и невзгод, предостеречь от всевозможных ошибок и решить за него все проблемы, оказывают ребенку медвежью услугу.

Мотивируя свое поведение словами «Ребенку это не под силу, лучше все сделать самим», родители превращают ребенка в ленивое, несамостоятельное и беспомощное существо.

В будущем, когда ребенок станет старше, ему будет очень трудно, так как он ничего не сможет делать сам и будет надеяться, что всю работу за него выполнит кто-то другой.

5 ошибка родительского воспитания – наполеоновские планы.

Из страха, что ребенок может упустить свой шанс в жизни и не достигнуть того, о чем мечтают родители, ребенка заставляют заниматься деятельностью, идущей в разрез его собственными желаниями.

Во-первых, такая деятельность не приносит ребенку удовлетворения и делает его несчастным. Во-вторых, родители губят имеющиеся у ребенка способности и таланты.

В-третьих, игнорирование интересов ребенка приводит к развитию внутреннего протеста, который в будущем может выразиться в аморальном поведении, в приверженности к алкоголю, табаку и даже наркотикам.

6 ошибка родительского воспитания – навязывание ребенку роли лучшего друга.

Некоторые родители воспитывают ребенка по принципу «Мой ребенок – мой лучший друг», в связи с чем рассказывают ему обо всем подряд, повсюду за собою водят (на дискотеки, концерты, в кафе и бары), разрешают ребенку находиться во взрослых компаниях и слушать взрослые разговоры.

Чрезмерный поток информации может запутать ребенка в жизни, некоторых вещей он может не понять и даже испугаться.

7 ошибка родительского воспитания – преувеличение роли денег.

Многие родители считают, что качество воспитания ребенка напрямую зависит от количества денег, затраченных на него.

В связи с этим родители с невысоким достатком начинают испытывать угрызения совести, что не могут дать ребенку хорошее воспитание.

Если же финансовое положение семьи позволяет, родители стремятся отдать ребенка в элитный детский сад или школу, обеспечить его всем самым дорогим. Ребенок, находящийся в такой обстановке, не знает цены деньгам и не ценит усилий родителей.

8 ошибка родительского воспитания – недостаток ласки.

Некоторые родители считают, что нежность, поцелуи и объятия не важны для ребенка. Недостаток ласки в детстве негативно сказывается на характере ребенка, делает его грубым и жестоким.

9 ошибка родительского воспитания – недостаток времени на воспитание ребенка.

Ребенок, которому мало уделяют внимания, вырастает невоспитанным, поскольку в детстве ему никто не объяснял, как нужно себя вести, что можно и чего нельзя делать, как поступать в различных ситуациях. Кроме того, фразы типа «Отстань, у меня нет времени!» заставляют ребенка чувствовать себя лишним и никому не нужным, способствую формированию низкой самооценки.

10 ошибка родительского воспитания – зависимость воспитания от настроения.

В некоторых семьях воспитание очень подвержено настроению родителей, что крайне негативно сказывается на ребенке. Ребенку трудно понять, что хорошо и что плохо, поскольку в зависимости от настроения родителей за одни и те же поступки его то наказывают, то нет. Самый худший случай – когда родители превращают ребенка в «козла отпущения» и выливают на него весь свой гнев.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595fd57257906a9cc714b319/osnovnye-oshibki-roditelskogo-vospitaniia--59ba51e37ddde887067e3cea

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.