Ремонт аварийного дома подлежащего сносу

Взносы на капремонт в аварийном доме

Ремонт аварийного дома подлежащего сносу

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70%, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Региональную программу капитального ремонта формирует субъект РФ на основании данных муниципалитета. Если дом признан аварийным, то он не должен был попасть в региональную программу капитального ремонта.

В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.

Статьи 168 и 184 ЖК РФ

Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее – государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Статья 184. Возврат средств фонда капитального ремонта

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, региональный оператор в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, обязан выплатить собственникам помещений в этом многоквартирном доме средства фонда капитального ремонта пропорционально размерам уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и размерам указанных взносов, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений в этом многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют право на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение и иные предусмотренные статьей 32 настоящего Кодекса права.

Источник: https://www.webohrannik.ru/vseokomynalke/vznosy-na-kapremont-v-avarijnom-dome.html

Вс разъяснил права граждан в программе по расселению аварийного жилья

Ремонт аварийного дома подлежащего сносу

Расселение бараков и прочих плохо пригодных для проживания людей зданий – процесс сложный. Расселение нередко порождает конфликты жильцов аварийных квартир с чиновниками. Какие права есть в таком случае у будущих новоселов и какие у чиновников, разъяснила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них – иск жительницы Якутска к городским чиновникам.

В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу.

Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает.

В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, – выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить “равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение”.

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.
ВС разъяснил, как победить застройщика, сдавшего жилье с дефектами

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле “имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений”. Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен “подлежащего изъятию для муниципальных нужд” квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье.

И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет “без дополнительной платы”. Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого “допускается только по соглашению с органом местного самоуправления”. А такое соглашение “достигнуто не было”, так как гражданка от предложенного помещения отказалась.

Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса.

И там сказано следующее – в случае, когда собственник жилья в аварийном доме “не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме”.

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано – принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

ВС разъяснил, когда нельзя строить торговый центр рядом с жилым домом

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой – наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность.

Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась.

Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав “в виде предоставления другого жилья в собственность”.

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации – принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону “О Фонде содействия реформированию ЖКХ” у местной администрации “имеется обязанность” предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они “подлежали применению”.

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды “ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла”.

Источник: https://rg.ru/2018/11/14/vs-raziasnil-prava-grazhdan-v-programme-po-rasseleniiu-avarijnogo-zhilia.html

Ремонт аварийного дома — проблемы и споры

Ремонт аварийного дома подлежащего сносу

Евгения Кустова

Давайте рассмотрим, что такое аварийное жилье, проблемы признания дома аварийным, а также судебную практику. Что же такое аварийное жилье? Это состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

В соответствии с ч. 10 ст.

32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае если собственники не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Верховный суд Российской Федерации, изучив практику рассмотрения дел по спорам, связанным с признанием жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пришел к выводу, что, в основном, споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения) и с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Межведомственная комиссия может вынести решение о признании дома аварийным. И вот три основания для вынесения такого решения:

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;
  • в случаях техногенных ситуаций и природных катаклизмов, в результате которых здание получило такие повреждения, что его невозможно восстановить.

Также хочется отметить, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, сам по себе факт износа здания (выше 70%) не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным или непригодным для проживания по иным основаниям.

Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г.

№ 47 «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям». Согласно п. 42. указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений и процедур, указанных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Рассмотрим дело государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. Итог этого дела был такой, что во всех инстанциях было отказано.

И хочется спросить, почему? Так, истец представил заключение в судебное заседание компании ОАО «Калининградпромпроект», а не межведомственной комиссии, к компетенции которой относится признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 2 и п. 7 Положения).

При вынесении решений суды учитывают разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Рассмотрим пример, когда судом был удовлетворен иск, поданный прокурором в интересах гражданина.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

А вот пример халатности органов местного самоуправления. Апелляционным определением арбитражного суда от 03.09.2012 по делу № 33-2486/2012 с администрации г.

Астрахани взыскана компенсация за утраченное жилье в пользу собственника — гражданина.

Дом был признан аварийным и расселялся постепенно в течение нескольких лет, однако часть дома до завершения расселения обрушилась, погибли люди. Виновное должностное лицо привлечено к уголовной ответственности.

Как указывает Постановление Пленума ВС РФ № 14, «требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 67-В11-3 семье в составе 4 человек была предоставлена однокомнатная квартира, которая является квартирой — студией, в которой жилая комната содержит нишу, оборудованную раковиной, при этом площадь ниши, предназначенной для использования в качестве кухни, учитывается как жилая площадь.

Семья, отказываясь переселиться в данное жилое помещение, считала, что их жилищные права были нарушены, так как в ранее занимаемой ими квартире комната была изолированной от вспомогательных помещений, в ее площадь не была включена площадь кухни.

Суд при вынесении определения указал, что предоставление гражданам квартиры, в которой площадь кухни включена в жилую площадь, ухудшает их жилищные условия, что противоречит требованиям ст. 89 ЖК РФ.

Определением Верховного Суда РФ от 22.05.2012 № 18-КГ12-4 суд указал, что переселять из двухкомнатной квартиры, где проживают разные семьи, в однокомнатную квартиру недопустимо.

При решении вопросов, связанных с защитой жилищных прав граждан в случае признания их жилого помещения непригодным для проживания, важное значение имеет Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?790

Жилищные нормативы при расселении аварийного и ветхого жилья

Ремонт аварийного дома подлежащего сносу

В жилищном законодательстве на равных правах действуют минимальная санитарная норма, норма предоставления и учётная норма.

СУДЬБА ДОМА

С течением времени дома, в которых мы живём, ветшают. Межведомственная комиссия, формируемая в правительстве, мэрии или префектуре, оценивает состояние дома и решает, пригоден он для проживания или нет, можно ли реконструировать здание или оно подлежит сносу.

Жильцам придётся приготовиться к переезду, если предстоят капитальный ремонт или реконструкция дома; переоборудование строения и помещений, ставших непригодными для проживания, в нежилые; снос аварийного здания либо снос в рамках городских жилищных программ; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях нового строительства и развития территорий.

Дом может быть признан аварийным из-за места расположения (находится в зоне оползней, селевых потоков, снежных лавин); при деформации фундамента, стен, несущих конструкций здания по естественным причинам (износ) или из-за пожара, аварии, взрыва, землетрясения, неравномерной просадки грунта; когда зафиксированы факторы, негативно влияющие на жизнь людей (например, уровень шума в дневное время превышает 55 дБ, а в ночное — 45 дБ), которые нельзя устранить с помощью инженерных и проектных решений.

Рассмотрев вопрос о признании дома непригодным для проживания, комиссия принимает решение о сносе или реконструкции здания, а также определяет условия дальнейшего использования помещений, сроки и порядок отселения жителей. Затем городские власти должны подыскать новое жильё тем, кто владеет или пользуется квартирами в расселяемом доме.

ВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЁ

К категории специализированного жилья относятся: маневренный фонд; служебные квартиры; комнаты или квартиры в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; фонд для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев; квартиры для социально незащищённых граждан (инвалидов, детей-сирот).

Минимальная санитарная норма — это наименьшая допустимая площадь, на которой можно жить безопасно для здоровья. Ст. 105 и 106 Жилищного кодекса РФ устанавливают норматив для общежитий и маневренного фонда — 6 м² на человека.

Квартиры и комнаты в общежитии предоставляются на время учёбы в университете, службы по контракту, командировки и т. д.

Маневренный фонд — это принадлежащие государству в лице муниципальных органов власти свободные квартиры для временного проживания. Основания для выделения жилья из маневренного фонда закреплены ст. 92,99-103 Жилищного кодекса РФ. Перечислим их:

  • если квартира, снимаемая по договору социального найма, находится в доме, который подлежит реконструкции или капитальному ремонту (владельцы приватизированных квартир в разрушающемся доме встают на жилучёт);
  • если жильё потеряно в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (наводнение, ураган, падение летательных аппаратов);
  • если квартира, являющаяся единственным жильём, куплена в кредит, но владелец не в состоянии выплачивать долг. В этом случае банк-кредитор реализует её, а государство на время продажи может предоставить жилище из маневренного фонда;
  • при получении официального статуса вынужденного переселенца, беженца и т. п.

Жильё из маневренного фонда предоставляется на основании договора краткосрочного найма, поэтому если ремонт дома ещё не закончен, а срок договора истёк, то последний автоматически продлевается. При этом площадь временного жилья может не соответствовать метражу реконструируемой квартиры.

Жильё маневренного фонда выделяется строго в порядке очерёдности и только при наличии достаточных обстоятельств, подтвержденных документами.

НОРМА ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

Пользующимся квартирой по договору социального найма власти должны предложить другое благоустроенное помещение в жилом фонде города, но за пределами прежнего района проживания. Иногда могут выдать безвозмездную субсидию для приобретения в собственность или строительства жилья.

Норма предоставления — установленное региональными органами власти минимальное значение, на основании которого рассчитывается площадь жилья, предоставляемого по договору соцнайма (ст.

50 Жилищного кодекса РФ). Она существенно отличается от минимальной санитарной нормы.

Эти нормативы используются в тех случаях, когда речь идёт о выделении квартиры для малоимущих, военных, судей, следователей, ветеранов.

Стоит отметить, что власти вправе предоставить большее по размеру жильё, чем предписано нормами. Однако общая площадь квартиры не может более чем вдвое превосходить положенную по нормативу. Так, в Москве и Самаре на одного человека полагается 18 м², в Ярославле — 17 м² а в Саратове — 16 м² жилой площади.

При этом общая площадь не должна быть меньше 33 м². Двое жильцов вправе претендовать на 42 м², а каждому члену семьи из трёх и более человек полагается не менее 18 м² общей площади квартиры.

Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты в коммунальной квартире, то они вправе требовать равнозначное жильё.

Право на дополнительную площадь имеют обладатели учёных званий, степеней, наград, инвалиды. Особые нормы предусмотрены для военных—по Федеральному закону «О статусе военнослужащих» им положено от 15 до 25 м² и не меньше 18 м² на каждого члена семьи. Некоторые региональные законы, например п. 6 ст.

20 Закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливают нормы площади на основании статуса и пола жильцов. Так, семья из супругов вправе претендовать на однокомнатную квартиру размером до 44 м².

Если же в состав семьи входят супруги плюс ещё один человек, площадь жилища увеличивается до 62 м², а комнат должно быть минимум две. Когда семья состоит из двух граждан, не являющихся супругами (например, родитель и ребёнок), им полагается двухкомнатная квартира до 50 м².

На одного члена семьи из четырёх и более человек выделяется по 18 м², при этом площадь жилища может быть увеличена не более чем на 9 м².

ВЛАДЕЛЬЦАМ КВАРТИР

Жителям сносимых домов обязаны предоставить равноценное жильё или адекватную материальную компенсацию. Для нанимателей, которые не владеют квартирой, а лишь пользуются ею на основании договора, установлены нормативы жилплощади. А на какие варианты могут претендовать собственники недвижимости?

В соответствии с законом, владельцу должны предложить новую квартиру в пределах того района, где он проживает. Впрочем, из этого правила существуют исключения. Если жильё выделяют в экстренном порядке (например, в связи со стихийным бедствием), власти города имеют право подобрать квартиру за пределами района проживания.

То же касается расселения домов в районе, который в силу исторических, географических и градостроительных особенностей не имеет общих границ с другими районами города, — жильцы получают смотровые ордера на квартиры в зданиях, расположенных в пределах административного округа.

Кроме того, собственник вправе просить городские власти о смене района проживания.

Если при сносе дома семье предоставляют не одну квартиру, а две и более, то в прежнем районе может находиться только одна из них, а остальные — за его границами. Однако многодетным семьям с несовершеннолетними детьми обязаны выделить жильё в одном районе.

Собственник имеет возможность выбрать один из предложенных городскими властями вариантов, но не вправе требовать квартиру по конкретному адресу, в том или ином доме, на подходящем ему этаже или с определённым количеством комнат.

Если владелец не хочет получить квартиру, а надеется на компенсацию, ему следует иметь в виду, что выплата предоставляется только в безналичной форме. При этом размер компенсации определяется на основании независимой оценки (как средняя величина между рыночной стоимостью и ценой БТИ).

Кроме того, сумму необходимо потратить на приобретение квартиры (если нет другого жилья).

Собственнику дома будет выплачена выкупная цена жилья, но только если ему принадлежит и земля, на которой находится строение, а документы на недвижимость оформлены в установленном порядке. Выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости дома плюс денежное выражение убытков, причинённых владельцу при изъятии имущества (предположим, компенсация за плодовые деревья или кустарники).

ПРЕТЕНДУЕМ НА БОЛЬШЕЕ

Каждому жителю ветхого или аварийного дома полагается по 6 м² во временно предоставленной квартире или общежитии — конечно, если муниципалитет имеет возможность их выделить. Также жильцов могут переселить в квартиру, площадь которой будет определена по муниципальным нормам (возможно, даже меньше положенной, но не менее 10 м² на человека).

Существует и другой норматив, на основании которого принимается решение о том, вправе ли семья претендовать на улучшение жилищных условий.

Учётная норма используется в том случае, если состав семьи увеличился (например, при рождении или усыновлении ребёнка) и, соответственно, уменьшилась площадь, приходящаяся на каждого жителя квартиры.

Кроме того, приняты нормы для семей, один из членов которых страдает тяжёлой формой некоторых хронических заболеваний (их перечень установлен законодательством). При этом к учётной норме добавляется изолированная комната для больного.

Иногда площадь квартиры меняется в результате капитального ремонта или реконструкции дома, предполагающих временное отселение жильцов. В этом случае семья, проживающая в квартире или комнате на условиях найма, социального найма, безвозмездного пользования, может в неё вселиться, если площадь соответствует учётной норме.

Обычно учётная норма применяется к нанимателям государственного или муниципального жилья, а иногда и к переселяемым владельцам приватизированных квартир. Так, норматив для подсчёта площади используют, если дом не относится к аварийным или ветхим, но должен быть снесён или перестроен, скажем, из-за возведения спортивных объектов перед мировым чемпионатом.

Учётная норма определяется региональным законодательством. К примеру, в Москве она составляет 10 м², в Хабаровске и Ярославле — 12 м², в Самаре — 14 м².

Если собственник или наниматель признан нуждающимся в новом жилье, его ставят на учёт (в специальную очередь).

Срок получения квартиры зависит от времени обращения в администрацию, наличия у города жилья, а также от статуса очередника (отдельно рассматриваются варианты предоставления жилплощади госслужащим, многодетным семьям, ветеранам и др.).

В особых случаях квартиру могут дать без очереди или во внеочередном порядке, скажем детям-сиротам. Чаще всего таким же образом выделяется жильё на основании судебного решения.

Обратите внимание: если вы намеренно ухудшаете свои жилищные условия или у вас есть ещё одна квартира, то дополнительные квадратные метры не предоставят.

И ещё: органы власти пристально рассматривают все случаи регистрации браков, связанные с появлением новых собственников (автоматически претендующих на дополнительную площадь, например, при переселении из аварийного жилья), поскольку ради увеличения метража квартиры зачастую заключаются фиктивные союзы.

ДОПЛАТА

Если ни один из вариантов переселения не устроил, собственник может претендовать на компенсацию или выкупную цену квартиры (владельца не снимают с учёта, если он нуждается в улучшении жилищных условий).

Требовать доплату за разницу в стоимости обмениваемых квартир власти не имеют права, если только владелец не заявил о желании увеличить размер квартиры за свой счёт.

При этом потребуется составить заявление о намерениях, иначе получится, что собственник не оплачивает дополнительную жилплощадь, а даёт взятку чиновникам.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c4dd6d762f08600ad42730c/jiliscnye-normativy-pri-rasselenii-avariinogo-i-vethogo-jilia-5c4ddb6d364f1f00acc1cee8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.