Реконструкция аварийного многоквартирного дома

Верховный Суд России о перепланировке и реконструкции помещений в многоквартирном доме

Реконструкция аварийного многоквартирного дома

Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.

Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД

Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..

При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ).

К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.Как проводить перепланировку в многоквартирном доме

Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД

На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.Реконструкция помещения в многоквартирном доме: как никого не обидеть

Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами

Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.

В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.

Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.ВС РФ о незаконной перепланировке и кто за неё отвечает

Осс должно согласиться на использование земли для самовольной постройки

Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.

2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ.

Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.

Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.

Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД.

Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей.

Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.

ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.

Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.

Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.Земельный участок в составе общего имущества МКД

Реконструкция под видом переустройства незаконна

Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.

Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.

Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.

Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.ВС РФ о реконструкции помещения в многоквартирном доме

Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД

Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.

В таком случае УО может:

  • вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
  • привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.

Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/9459-verhovnyy-sud-rf-o-pereplanirovke-i-rekonstrukcii-pomescheniy-v-mkd

Всероссийская реновация

Реконструкция аварийного многоквартирного дома

Новый законопроект о реновации ветхого и аварийного жилья предложили распространить на всю Россию. Законодательную инициативу поддержало правительство. Рассказываем, как планируется сносить жилье и расселять граждан по новой программе

Станислав Красильников/ТАСС

Новый законопроект о всероссийской реновации содержит пул мероприятий, которые должны ускорить расселение аварийного жилья, в том числе предусматривается комплексное развитие территорий совместно с инвесторами. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин в четверг, 24 сентября, на заседании «Девелопмент клуба».

По словам вице-премьера, сейчас идет активное обсуждение закона — какие будут утверждены параметры в окончательной версии документа, станет понятно после обсуждения в первом и втором чтениях. В проекте закона есть целый ряд предложений, которые помогут ускорить расселение аварийного фонда, отметил Хуснуллин.

Как будет работать механизм всероссийской реновации

За основу нового законопроекта о комплексном развитии территорий была взята московская программа реновации пятиэтажек. При этом в проекте закона на 119 страницах слово «реновация» ни разу не упоминается, речь идет о реконструкции и комплексном развитии территории.

Программа станет добровольной, а вхождение в нее будет реализовано по московскому опыту — анием.

«Законопроектом предлагается включать в программу по сносу и реконструкции дома, в которых две трети собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях, а для выхода из программы будет достаточно более одной трети от общего числа всех собственников помещений в многоквартирном доме», — пояснил «РБК-Недвижимости» один из авторов законопроекта, заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев.

По словам сенатора, законопроект предусматривает общественные слушания и обсуждения. Таким образом, существует сразу два барьера, которые позволят жителям самостоятельно принимать решения о развитии своего района, а также сносе конкретных домов.

Собственники земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах застраиваемой территории, получают право самостоятельно инициировать деятельность властей по комплексному развитию территории, отмечает Журавлев.

Законопроект предусматривает изменения в Градостроительный кодекс для совершенствования комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья, сноса или реконструкции в рамках региональных адресных программ.

По мнению авторов законопроекта, новый механизм предлагает универсальный подход к комплексной застройке территорий вне зависимости от того, что там расположено сегодня: аварийное жилье, ветхое жилье или промзона.

Помимо аварийных домов, в программу предполагается включать самовольные постройки, территории, используемые не по назначению, и любые другие кварталы, в отношении которых местные власти приняли решение о реконструкции или сносе.

Законопроектом предлагается установить, что территория, в отношении которой принимается решение о застройке, не менее чем наполовину должна быть занята аварийным жильем или иным жильем, подлежащим сносу.

Раньше при переселении граждан из аварийного жилья у властей не было возможности включать в проект дополнительные земельные участки.

Если закон будет принят, то у регионов появится возможность создавать комплексную застройку с общественными пространствами, а не вести точечную застройку на месте сносимых домов, пояснил зампред Совфеда.

Правом принять решение о реновации будут наделены высшие исполнительные органы субъектов России.

Они смогут разработать и утвердить адресные программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии территории.

Регионы сами смогут определять содержание программ, источники финансирования, порядок выявления мнения граждан, технические характеристики домов, которые могут быть включены в программу.

По мнению авторов законодательной инициативы, реализация законопроекта позволит дать старт комплексной программе по улучшению качества жилищных условий российских граждан во всех регионах страны.

Михаил Джапаридзе/ТАСС

Экспертное мнение

В новую программу под снос теоретически могут быть включены и вполне благополучные дома, но в этом и смысл реновации — ведь пятиэтажки в Москве могли бы простоять еще десятки лет, но их «приносят в жертву» ради комплексности развития, говорит директор по территориальному планированию Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект» Владимир Трояновский.

«Тема реновации застроенных территорий в современной России — одна из самых актуальных и наболевших. Практически все крупные города исчерпали возможности экстенсивного роста.

Расширение городов по принципу масляного пятна — самая выгодная для инвесторов схема, но с градостроительной точки зрения она порождает непреодолимые проблемы, прежде всего транспортные, экологические. То есть альтернативы проектам развития застроенных территорий попросту не существует», — отмечает Трояновский.

Основная причина, почему в России так мало реальных кейсов с проектами реновации, по мнению эксперта, кроется в инвестиционной плоскости — проекты реновации должны быть выгодными для частных участников и легко просчитываемыми по рискам.

В регионах проекты реновации должны идти параллельно с государственными или муниципальными программами, например — по сносу аварийного жилья, сносу жилья с недостаточным уровнем сейсмостойкости и аналогичными, считает Трояновский.

Не случайно в рассматриваемом законопроекте авторы уже ограничили минимальный порог аварийного жилья на уровне 50%, но нужно более четко прописать взаимосвязь и взаимоувязку проектов реновации с исполнением муниципальных и государственных программ в жилищной сфере, отмечает эксперт.

 

Идея всероссийской программы реновации впервые была озвучена в июне 2018 года.

В ходе прямой линии с президентом руководитель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская спросила Владимира Путина о возможности распространить программу реновации на всю страну.

Тогда президент допустил ее распространение и на регионы. В сентябре 2018 года лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и Хованская внесли на рассмотрение в Госдуму соответствующий законопроект.

Предполагалось, что в регионах, в отличие от столицы, дома будут не только сносить, но и реконструировать. Также в законопроекте предлагалось включать дом в программу, если за это проголосуют все собственники, а жителям коммуналок предоставлять отдельные квартиры.

С инициативой о проведении всероссийской реновации осенью 2019 года также выступило законодательное собрание Санкт-Петербурга. Законопроект предлагал создание механизма реновации жилья, приемлемого для всех субъектов РФ.

Подмосковные власти также занимаются разработкой собственной программы реновации, которая предусматривает доработку механизма развития застроенных территорий. Эта программа позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей региона. Реализовывать подмосковную реновацию хотят с привлечением инвестиций.

Московская программа была утверждена мэром Москвы Сергеем Собяниным 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение свыше 350 тыс. квартир, в которых проживает более 1 млн человек. В программу реновации вошло более 5 тыс. жилых домов. Программа должна завершиться к 2035 году.

Реновация жилого фонда де-факто шла и при бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове. Так называемая программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки стартовала в 1999 году и предусматривала снос и расселение ветхого жилого фонда. За все время программы было снесено 12 млн «квадратов» из 20 млн кв. м пятиэтажек.

18 сентября сенаторы от «Единой России» Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и депутат Госдумы Евгений Москвичев внесли в Госдуму законопроект по реновации жилья по всей России. Документ регулирует комплексное развитие территорий и расселение ветхого и аварийного жилья. Одновременно законопроект затрагивает комплексную реновацию промышленных территорий.

Накануне премьер-министр Михаил Мишустин заявил о концептуальной поддержке всероссийской реновации, по его словам, правительство будет участвовать в работе над проектом закона. Главное, отметил премьер, чтобы мнение жителей муниципалитетов учитывалось при принятии решения о реновации.

В январе 2020 года Хуснуллин предложил распространить московский опыт реновации на все регионы. По его словам, жилье в стране стареет серьезными темпами и проблема требует комплексного решения.

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская раскритиковала проект федерального закона, регулирующий комплексное развитие территорий и расселение ветхого и аварийного жилья.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f6c471f9a79474bd88cf818

Реконструкция многоквартирных домов: понятие и процедура

Реконструкция аварийного многоквартирного дома

Реконструкция многоквартирных домов: понятие и процедура

Реконструкция многоквартирного дома представляет собой глобальную процедуру по изменению жилого дома.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ (далее – ГКС РФ), реконструкция включает в себя изменение параметров объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена (восстановление) несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели, элементы (восстановления указанных элементов).

Примером реконструкции может быть создание пристройки к дому, надстройка еще одного этажа и т.д.

Естественно, что такие значительные изменения в конструкции сооружения должны сопровождаться соблюдением большого количества правил – получением согласований и разрешений из различных инстанций и т.д.

Так же, большое значение имеет мнение собственников квартир, относительно реконструкции их дома. Итак, поговорим обо всех нюансах реконструкции многоквартирных домов подробнее.

Права и обязанности собственников многоквартирного дома при реконструкции

Для того, чтобы реконструкция дома была законной, необходимо обязательно пройти ряд важных этапов. Хотелось бы заметить, что процедура реконструкции, в своих общих чертах, регламентируется Градостроительным кодексом РФ.

А вот детали данного процесса уточняются нормативно-правовыми актами регионального уровня – таким образом, в отдельных регионах некоторые процедурные моменты данного мероприятия могут немного различаться между собой. В данной статье, мы будем говорить об общих положениях, касающихся реконструкции многоквартирных домов.

Поскольку собственники квартир в многоквартирных домах являются носителем прав и обязанностей в отношении, как своих квартир, так своей доли в общем имуществе дома, они принимают активное участие в инициировании и утверждении необходимости проведения реконструкции дома.

Решение о том, будет ли проводиться реконструкция или нет, принимают, прежде всего, собственники дома.

По инициативе одного из собственников дома, может быть проведено общее собрание жильцов дома (в очной или заочной форме – при этом, в зависимости от выбранной формы, должны быть соблюдены правила ания), на повестке которого, должен решиться вопрос о целесообразности реконструкции дома (ст. 44 п.2 ЖК РФ). В отношении проводимого собрания, должны быть соблюдены следующие правила:

-на собрании должны присутствовать собственники всех помещений (как жилых, так и не жилых) – о проведении собрания должно быть извещено каждое из указанных лиц не позднее, чем за 10 дней до его проведения (п.4 ст. 45 ЖК РФ)-в сообщении о проведении собрания должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого оно созывается, форма, дата, место, время проведения собрания (при заочном ании – дата окончания приема решений собственников, место, куда должны передаваться решения), повестка дня, порядок ознакомления с информацией (материалам), которые будут представлены на данном собрании, и место (адрес), где с ними можно ознакомиться-общее собрание должно быть правомочно (иметь кворум), т.е. в собрании должны принять участие собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа . -в сообщении о проведении собрания и в поставленном на ании вопросе должна быть одна и та же формулировка – из которой можно было бы сделать однозначный вывод о том, что в доме будет проводиться реконструкция, а не перепланировка (переустройство).

Собственники должны иметь возможность ознакомиться с проектной документацией по реконструкции их дома, из содержания которой они смогли бы сделать вывод о том, какие последствия для их дома будет иметь предполагаемая реконструкция. Необходимо учитывать, что если реконструкция невозможно без присоединения части общего имущества в многоквартирном доме, т.

е повлечет за собой уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, на такую реконструкцию должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ст.4 п.2 ЖК РФ).

В остальных же случаях, решение о реконструкции дома должно быть принято большинством не менее двух третей от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с вышеизложенными правилами собственниками многоквартирного дома принимается решение о реконструкции их дома. Поговорим теперь о необходимых для реконструкции документа и согласованиях.

Документы, необходимые для реконструкции многоквартирного дома

Прежде чем принять решение о целесообразности реконструкции, собственники многоквартирного дома должны ознакомиться с проектной документаций. Поэтому, уместно начать разговор о документах, необходимых для реконструкции, именно с данной документации.

Проектная документация является самым важным документом реконструкции, поскольку на её основании выдается разрешение на строительство.

В проекте должны быть отражены конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения реконструкции, результаты инженерных изысканий, перечень мероприятий по охране окружающей среды и по обеспечению пожарной безопасности и т.д.

Подготовке проектной документации обязательно предшествует этап инженерных изысканий, в ходе которых собирается и анализируется информация о природных условиях территории, где расположен объект реконструкции, о необходимых мероприятиях по охране окружающей среды, о возможной компоновке здания и проведения земляных работ, информация для проведения необходимых расчетов и иных инженерных исследований и т.д.. Хотелось бы отметить, что в зависимости от конкретного случая реконструкции, изменяется состав инженерных исследований. Инженерные изыскания могут выполняться как самим застройщиком, так и привлекаемым им для этих целей квалифицированным в данной области специалистом (физическим или юридическим лицом).

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с п.4 ст.

48 ГСК РФ, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться толькоиндивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

После разработки проектной документации она должны быть утверждена застройщиком или заказчиком.

До утверждения проектной документации застройщиком (заказчиком) она, а так же инженерные изыскания, предваряющие разработку данной проектной документации, должны быть отправлены на государственную экспертизу (за исключением ряда случаев, предусмотренных ГСК РФ – ст.49).

После положительного заключения экспертизы, данные документы могут быть утверждены окончательно.

Так же, чрезвычайно важным документом, помимо проектной документации, является градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

ГПЗУ содержит необходимую информацию о допустимости проведения реконструкции на данном земельном участке (в частности, например, прилегающем к многоквартирному дому) реконструкционных работ. Правообладатели земельного участка (реконструируемого объекта недвижимости) должны обратиться в уполномоченный орган власти с заявлением о выдаче ГПЗУ. Разработанная проектная документация реконструкции, должна соответствовать ГПЗУ.

Еще одним документом, необходимым для начала реконструкции дома, является разрешение на строительство.

Оно необходимо, если в ходе реконструкции затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта и превышаются предельные параметры разрешенной реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Для получения данного разрешения следует предъявить в уполномоченные органы (ст.51 п.

4-в ГСК РФ) все вышеперечисленные документы: ГПЗУ, проектную декларацию, правоустанавливающие документы на земельный участок, положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции (если необходимо), согласие всех правообладателей объекта капитального строительства. После получения данного документа можно приступать к реконструкции.

После завершения реконструкции, необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Выдает данное разрешение тот же орган, что и разрешение на строительство.

Данный документ подтверждает соответствие реконструированного объекта объему разрешенных работ, а так же его соответствие ГПЗУ и проектной документации.

Чтобы получить разрешение, следует представить следующие документы:

-правоустанавливающие документы на земельный участок-ГПЗУ -разрешение на строительство-акт приемки объекта (в случае осуществления реконструкции на основании договора)-документ, подтверждающий соответствие реконструированного объекта:—требованиям технических регламентов (с подписью лица, осуществлявшего строительство) —проектной документации—техническим условиям -схему расположения реконструированного объекта и инженерно-технического обеспечения -заключение органа государственного строительного надзора (при необходимости) о соответствии реконструированного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации

Разрешение на ввод в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта.

Таковы основные моменты, касающиеся реконструкции многоквартирных домов. Данная процедура достаточно сложна и длительна по времени, к тому же, сопряжена с необходимостью получения множества разрешений в различных инстанциях. В данной статье дан краткий обзор основных моментов процесса реконструкции. Форумы мкр. Губернский » Ремонт/gubernski.ru/forum/topic.php?fid=5&id=157&p=9

Реклама.Директ

За более подробной и актуальной информацией на текущий момент по
Недвижимости и Юридическим вопросам в городе Ярославле ( купить квартиру, дом, коттедж; сдать/снять жильё; оформить сделки купли-продажи/дарения/мены )

Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (4852) 932-532, +79023332532,

Viber, WhatsApp: 89023332532 или написать на электронную почту ooo_info@mail.ru (АН ИНФО), а так же отправить быстрое сообщение в Агентство недвижимости ИНФО Если Вы находитесь в Ярославле,

то можете просто заказать обратный звонок » и приехать к нам в офис

Агентства Недвижимости ИНФО г.Ярославль, Б.Октябрьская,67 »

Некоторые услуги Агентства можно заказать через сайт »

Источник: http://info.yarnet.ru/art/index.php?id=441

Так не называемая реновация

Реконструкция аварийного многоквартирного дома

Местные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья — об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой сенаторов и депутатов.

В нем есть отсылки к опыту реновации в Москве: необходимость согласия двух третей собственников и арендаторов, предписание выдавать переселенцам равноценное жилье в своем районе или денежную компенсацию.

Но упоминается и необходимость «комплексного развития территорий» с возможностью принудительного изъятия недвижимости: напомним, правительственный законопроект с аналогичными формулировками в 2019 году подвергся критике и был изменен.

Проект поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

В документе предлагается дать местным властям полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан». Так, Жилищный кодекс предлагается дополнить ст. 48.

2, согласно которой решение о включении в такую программу может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью . Порядок учета должны определить местные власти.

Многое в законопроекте явно взято из нормативной базы по программе реновации в Москве.

Так, переселенцам обещано равнозначное жилье (с не меньшим числом комнат и жилой площадью) в своем населенном пункте, а если тот имеет «внутригородское деление» — в том же районе. Собственники также могут выбрать взамен старого жилья равноценную квартиру или денежную компенсацию. Интересно, что само понятие реновации в документе не упоминается.

Законопроекты о всероссийской реновации по примеру Москвы уже вносились в Думу. Так, в 2018 году депутаты Галина Хованская и Сергей Миронов предлагали включать дома в программу с согласия всех, а не двух третей собственников, а также предусматривали квартиры для жителей коммуналок.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой тогда приводил результаты соцопросов о желании 70% граждан видеть реновацию в своем регионе (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года). Однако госпожа Хованская признала, что к запуску программ переселения готовы лишь в нескольких регионах, включая Уфу, Казань и Санкт-Петербург.

Ее проект так и не был принят Госдумой.

В Минстрое РФ два года назад опасались, что дороги и коммунальные сети не выдержат нагрузки от масштабных строек, а также не понимали источников финансирования программы. К примеру, в Санкт-Петербурге более 7,2 тыс. зданий 1950–1969 гг. постройки общей площадью 27,3 млн кв. м.

Для строительства такого же объема потребуется более 1,44 трлн руб. (при себестоимости 1 кв. м в регионе 52,8 тыс. руб.; данные Росстата). Иначе говоря, Санкт-Петербургу потребуется до трех годовых бюджетов, и это без учета расходов на снос домов.

Впрочем, опыт столицы показывает, что расходы могут оказаться еще выше. В сентябре 2020 года Московский фонд реновации провел аукцион на строительство типичного для реновации 60-метрового дома на Долгопрудной улице за 1 млрд руб., рассчитывая построить за эти деньги 7,6 тыс. кв. м квартир (по 138 тыс. руб.

за «квадрат», но без учета нежилого первого этажа и подземной парковки на 79 мест).

В обосновании к новому законопроекту говорится, что расходов из бюджета РФ он не потребует, а финансирование должны найти местные власти.

При этом в тексте определен порядок привлечения инвесторов к стройкам — через аукционы. В них смогут участвовать компании с минимум трехлетним опытом строительства многоквартирных домов, сдавшие хотя бы 5 тыс. кв. м. квартир.

По итогам работ они должны передать властям коммунальную и другую инфраструктуру.

Примечательно, что вице-премьер Марат Хуснуллин в феврале 2020 года заявлял, что о запусках программ реновации по всей стране можно будет говорить после «наладки» работы нынешних жилищных программ.

Отметим, что ключевым понятием законопроекта выступает «комплексное развитие территорий».

Решение о таком развитии и последующем привлечении инвесторов местные власти смогут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции.

Новый механизм комплексного развития территорий, говорится в пояснительной записке, поспособствует «обновлению застройки городов и улучшению жилищных условий граждан».

Между тем формулировки поправок во многом совпадают со скандальным правительственным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов. Через год, после критики, норма об изъятиях из закона исчезла (см. “Ъ” от 8 июля 2019 года).

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская критикует новый законопроект как процессуально, так и по существу. По ее словам, адресные программы сноса и строительства жилья «вообще не являются предметом регулирования» Жилищного кодекса РФ.

Авторы поправок, по мнению госпожи Хованской, хотят избежать процедуры правительственного отзыва на законопроект, указывая, будто его реализация не потребует бюджетных расходов.

«В проекте говорится о комплексном развитии территории при условии, что половину от нее составляют определенные здания. А остальные 50% — что, вообще любые дома? Как это может быть?» — недоумевает госпожа Хованская.

Депутат также считает странным, что дом может быть включен в программу двумя третями собственников и нанимателей пропорционально «общему числу жилых помещений», тогда как при выходе из программы в расчет принимаются лишь голоса собственников без отсылки к площадям квартир.

Александр Воронов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4500523

Поправки об обновлении жилого фонда в регионах доработают

Реконструкция аварийного многоквартирного дома

Госдума в октябре может рассмотреть резонансный законопроект о механизмах переселения из аварийного и ветхого жилья в регионах.

Кабмин, профильные ведомства и застройщики поддерживают концепцию поправок, однако настаивают на их доработке ко второму чтению, стало известно в ходе “круглого стола” по этой теме в Совфеде.

В законопроекте собираются прописать ряд важных нюансов, чтобы не были ущемлены ничьи интересы.

Какие города юга России будут участвовать в программе реновации жилья

Законопроект, о котором идет речь, был инициирован спикером верхней палаты Валентиной Матвиенко, которая призвала “урегулировать эту ситуацию, чтобы мошенники не пользовались отсутствием норм в законе и не сдерживали развитие жилищного строительства, реновацию домов”. Поправки в сентябре внесли члены Совета Федерации Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и депутат Госдумы Евгений Москвичев.

Инициатива дает право регионам утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов с учетом мнения граждан. За основу для своего проекта авторы взяли успешный опыт реновации в Москве.

Подготовленный законопроект дает возможность сносить или реконструировать многоквартирный дом при согласии 2/3 собственников квартир. При этом жилая площадь в новой квартире не должна быть меньше той, из которой переселяют граждан.

Кроме того, жилье должно иметь “улучшенную отделку”. Граждане также смогут получить денежную компенсацию вместо жилья.

Новый закон призван решить задачу по изменению облика районов в регионах РФ, создания комфортной среды для проживания в них, заявил один из авторов, глава комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.

Нынешние механизмы переселения, по его словам, несовершенны. Проекты по обновлению жилья серьезно ограничены по площади, в них невозможно включить ряд объектов.

Полноценного механизма расселения ветхих, но не аварийных домов, и вовсе нет – из дома нельзя переселять, если хотя бы один собственник не согласен.

“Есть граждане, которые немотивированно отказываются переселяться, – объяснил сенатор. – И они держат заложниками всех остальных жильцов, которые в результате не могут улучшить свои условия”.

Как заявила замглавы Минстроя Татьяна Костарева, законопроект позволит соблюсти баланс интересов власти, застройщиков и граждан.

По ее словам, он дает понятный алгоритм действий для развития территорий, предусматривает варианты, как расселить те дома, которые находятся в предаварийном состоянии. “Мы готовим отзыв.

Однозначно кабмин будет концептуально поддерживать поправки, но в рамках доработки его нужно усовершенствовать”, – подчеркнула она.

Идеи для поправок ко второму чтению предложили как сами парламентарии, таки и представители министерств, ведомств и регионов.

Москвичи активно докупают новые “квадраты” по реновацииВ первую очередь, надо прописать критерии включения многоквартирных домов в проект программы по сносу и реконструкции.

Такими критериями, как уточнил Мельниченко, будут: определенный уровень износа, техническое состояние, а также несоответствие современным требованиям к жилым помещениям, невозможность или нецелесообразность проведения капремонта.

Также поправками ко второму чтению парламентарии собираются конкретизировать местоположение домов, куда будут переселять при сносе или реконструкции.

Предлагается предоставлять переселенцам квартиры в границах населенного пункта региона, а переезд в другой населенный пункт станет возможен только по письменному согласию гражданина. Необходимо будет и определить механизмы поддержки регионов – предлагается, что инвестором для них станет Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Кроме того, важно будет установить стандарты комплексного развития территорий с использованием мирового опыта, сказал Мельниченко. Одним из условий должно стать сохранение территорий исторических поселений.

Законопроект позволит соблюсти баланс интересов граждан, властей и застройщиков

Участники “круглого стола” также предложили прописать ряд важных нюансов – например, надо установить правила выкупа земельных участков для реализации программ сноса и реконструкции.

Предстоит и определиться с компенсациями владельцам нежилых объектов (например, гаражей), а также индивидуальных жилых домов, которые попадут на территорию проекта развития той или иной территории.

Также было предложено предоставлять гражданам временное жилье, если они не хотят переезжать сразу, а готовы дождаться, чтобы на месте их дом был построен новый. Какие именно поправки войдут в окончательную версию, и предстоит определить к основному чтению.

Источник: https://rg.ru/2020/10/09/popravki-ob-obnovlenii-zhilogo-fonda-v-regionah-dorabotaiut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.